Внешняя политика ивана iv отмечена рядом существенных достижений. в первую очередь, он прославился завоеванием нескольких татарских ханств к югу и к востоку от великого княжества московского. другим крупным достижением стало его венчание на царство. князь, ставший царём руси, с точки зрения титулатуры был равен западноевропейским императорам. в то же время, за время правления ивана грозного, московское государство потерпело ряд серьезных неудач, крупнейшая из которых – поражение в ливонской войне. укрепление международного положения москвы при иване грозном было бы невозможно без продолжения политики централизации. иван iv продолжил постепенную ликвидацию уделов как административных единиц и усилил зависимость местного чиновничества от столицы и лично от царя. закономерное сопротивление централизации было сломлено жёсткими репрессивными мерами, в том числе опричниной. в последующие эпохи правление ивана грозного получало неоднозначные оценки , писателей и общественных деятелей. восточное направление внешней политики: 1547—1548 , 1549—1550 – неудачные походы против казани. покорение казанского ханства в 1556 году. 1551 – подготовка к походу. строительство крепости свияжск. 1552 – осада казани (август—октябрь). 1556 – захват ногайской орды и астраханского ханства. в московской руси xvi-xvii вв. орган сословного представительства, обеспечивавший связь центра и мест, назывался - «земский собор» (1549г. – созыв первого земского собора (собора примирения)) избранная рада — это круг лиц, приближенных к ивану iv. термин, введённый князем а. м. курбским династия рюриковичей прервалась после смерти федора ивановича.
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.
Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Го́тика (от греч. γοτθικο) — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XI - XII по XV—XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.
К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма — литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).