1) одной из самых тяжелых повинностей для всех слоев населения были ежегодные платежи орде – «ордынский выход» или ордынская дань.
баскаки старались выжать из народа все, что могли. чтобы никто не ушел от дани, несколько раз проводилась перепись населения. в 1257-1259 годах монгольские чиновники – численники – провели на руси перепись населения. все жители были переписаны и обязаны были ежегодно платить большую дань. дань не платило только духовенство, которое завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти.
сбор дани всегда сопровождался насилием и грабежом, тех кто не платил обращали в рабов.
другой тяжелой повинностью была обязанность поставлять воинов в монголо-татарское войско, принимать участие в военных походах.
Исповедание веры (шахада) — это признание единства Бога и пророческой миссии Мухаммада. Произнесение сакральной формулы шахады («Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха», араб. Ашхаду алля иляха илля Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю Ллах) должно сопровождаться пониманием её смысла и искренней убеждённостью в её истинности[10]. Чтобы стать мусульманином, достаточно с верой в сердце вслух произнести формулу шахады. Шахаду следует произносить при рождении ребёнка и перед кончиной, во время обязательной пятикратной ежедневной молитвы
Во время поста в 9-го месяца мусульманского календаря рамадан постящимся мусульманам с рассвета до заката солнца следует воздерживаться от любой пищи, питья, курения и иных чувственных наслаждений, включая супружескую близость. Постящимся желательно поесть за несколько минут до рассвета (сухур) и сразу же после захода солнца (ифтар). От поста освобождаются несовершеннолетние, больные, престарелые, беременные и кормящие женщины, путники и другие категории мусульман
ПостСвященный характер месяца связан с тем, что в ночь 27 рамадана (Ляйлят аль-кадр) началось ни Корана пророку Мухаммеду. Целью соблюдения поста является пробуждению в мусульманине духовных начал и к физическому самоограничению. Кроме общеобязательного поста в месяц рамадан, в исламе имеются различные индивидуальные посты — по обету во искупление грехов (каффара) или из благочестия
МилостыняОсновная статья: ЗакятОбязательная милостыня (закят) выплачивается ежегодно в пользу бедняков, неимущих, должников, путников и других нуждающихся. Размеры обложения разработаны в шариате и составляют 1/40 часть годового дохода для тех, кто имеет необходимую сумму (нисаб). Закят взимается с любого имущества и плодов земледелия, не предназначенных для удовлетворения личных нужд или ведения хозяйства. Ежегодно до наступления праздника Ураза-байрам каждый мусульманин обязан выплатить закят аль-фитр. Помимо обязательной милостыни, ислам поощряет и добровольное пожертвование
АнгелыОсновная статья: МалаикаАнгелы (малаика) — созданные из света существа, беспрекословно выполняющие волю Бога[8]. Самые известные ангелы: Джибриль (Гавриил) хранит и несёт пророкам божественное Откровение; Микаил (Михаил) печётся о пропитании всех творений; Исрафил возвещает о наступлении Судного дня и воскресении из мёртвых; и Ангел смерти (Азраил) изымает души умерших. Раемведает ангел Ридван, адом — ангел Малик[13]. Считается, что каждому человеку приставлены ангелы-хранители и два ангела, записывающих все его поступки в книгу, которую он получит в Судный день[1].
Мир духов, помимо ангелов, составляют джинны и демоны (шайтан), главный из которых падший джинн Иблис (Сатана, Дьявол). Иблис отказался преклониться перед созданным Богом Адамом, за что Бог проклял его, но дал ему власть искушать людей до Судного дня
Восстание Хмельницкого (укр. Повстання Хмельницького или укр. Хмельниччина, также используются другие названия — масштабное вооружённое восстание казаков Войска Запорожского, поддержанное крестьянами и мещанами (горожанами), против правительства Речи Посполитой. Охватило земли Запорожской Сечи (большая часть междуречья Южного Буга и Днепра), Малопольской провинции Короны Польской (преимущественно Киевского, Черниговского, Брацлавского и Подольского воеводств), а также (до 1651 года) Смоленское, Минское, Берестейское и Мстиславское воеводства Великого княжества Литовского[2]. Велось под лозунгами освобождения от социального, национального и религиозного гнёта.
Возглавил восстание гетман низовых запорожских казаков и полковник Войска Запорожского Богдан Хмельницкий. Обычный бунт казаков Запорожской Сечи после первых побед привлёк на свою сторону крестьян, горожан и духовенство Украины, в результате чего бунт перерос в широкомасштабное восстание[3][4]. Активное участие в восстании также принимали крымские татары, которые поддерживали Хмельницкого до 1651 года. Войне запорожцев с польской Короной сопутствовал переменный успех, она включала в себя как победы (Жёлтоводская, Корсунская, Пилявецкая, Батогская битвы) казаков и татар, так и поражения (особенно в 1649 году под Лоевом и частично в 1651 под Берестечком). После заключения Переяславского договора в 1654 году и добровольного[5] перехода Гетманщины в подданство Русского царства, восстание переросло в русско-польскую войну 1654—1667 годов[6].
В качестве даты окончания восстания советская историография указывала 1654 год — год заключения Переяславского договора. В современной научной и учебной литературе окончание восстания чаще всего связывают со смертью Богдана Хмельницкого в 1657 году. Некоторые историки (в частности В. Смолий и В. Степанков) придерживаются мнения, что восстание закончилось в 1676 году, после поражения и отречения гетмана Петра Дорошенко[7]:153.