Памятники каменного века начальной стадией человечества является каменный век. территория казахстана входила в зону формирования и становления древнего человека. здесь климат был теплым и влажным, растительность пышная, а фауна богатая и разнообразная, что создавало благоприятные условия для существования древнего человека. следы пребывания человека на территории казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники относятся к нижнему палеолиту, около i млн. лет назад. это был человек в своей эволюции находившийся на стадии "человека выпрямленного". он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. наиболее древние орудия труда найдены в южном казахстане на юго-западных склонах хребта каратау в южно-казахстанской области на пойменных террасах реки арыстанды у поселка конырдек. стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов находятся северо-восточнее г. каратау жамбылской области. это стоянки борыказган, танирказган. памятники того времени имеются и в других частях казахстана. в центральном казахстане, это стоянка кудайколь, расположенная на северо-восточной окраине сары-арки. стоянки жаман-айбат под жезказганом, в жездинском районе карагандинской области. в восточном казахстане стоянка на берегу реки колгутты, недалеко от села каратогай курчумского района. памятники среднего палеолита широко представлены в казахстане. это стоянка в урочище карасу на правом берегу реки арыстанды в южно-казахстанской области. в центральном казахстане, это находки в среднем течении реки сарысу, в урочищах батпак севернее караганды. в западном казахстане на полуострове мангышлак. поздний палеолит охватывает период 30 тыс.-10 тыс. лет назад. в то время человек расселялся по всем климатическим зонам земли, происходило формирование рас и расовых групп. в общественных отношениях формировалась родовая община, возник род, как форма общественной организации. родовая организация была матрилинейной. это было время формирования человека современного типа. усложнились его представления в духовной сфере, широкое распространение получили ранние формы религии и искусства. на территории казахстана памятниками позднего палеолита являются в южном казахстане стоянка ачисайская западнее поселка чулак-курган. в восточном казахстане на правом берегу реки бухтармы стоянка пещера. также в восточном казахстане стоянки канай, свинчатка и другие. переходом между древним каменным веком - палеолитом и новым каменным веком - неолитом является средний каменный век - мезолит. он занимает время x - v тыс. до н.э. мезолит характеризуется потеплением климата. вымерли мамонты и шерстистые носороги. были изобретены лук и стрелы. следующим этапом является неолит и энеолит - медный век, как переходный в веку металла. в казахстана последний рассматривается вместе с неолитом. неолит занимает время v тыс. - вторая четверть ii тыс. до н.э. это время расцвета техники обработки камня. применялись такие ее приемы как шлифование, сверление, пиление. изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки. на смену потребляющему хозяйству приходит производящее, то есть на основе охоты и собирательства, развились скотоводство и земледелие. возникли зачатки горного дела, ткачество, керамика. усложнялась общественная организация, возникли племена и племенные союзы. в казахстане известно свыше 500 памятников того времени. это стоянка караунгур в пещере к северу от одноименного села на одноименной речке в южно-казахстанской области. в западном казахстане это стоянки кульсары вокруг поселка кульсары жылыойского района атырауской области. в восточно-казахстанской области это стоянка кызыл-су на речке кызыл-су недалеко от с. белокаменки
1 Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На французском языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — главная часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело».
Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковьвключила её в религиозные рамки, превратила в религиозную церемонию. Так установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христианским воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, то есть совершал основной элемент посвящения.
Чаще всего посвящение в рыцари приурочивали к религиозным праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Церемония посвящения в рыцарство могла принимать различные формы, например, стук плоской стороной меча на плече кандидата или объятия на шее. При первом случае «избранный» во время обряда становится на колени перед монархом на мягкую подушку. Меч лежит плоской стороной лезвия на правом плече, затем его перемещают над головой посвящаемого и кладут на левое плечо. После этого рыцарь встаёт с колен чтобы получить от короля или королевы знаки отличия его нового статуса.