4. ХІХ ғасырдағы 3 ғылыми жаңалықтың атауын және олардың адам мен қоғам өміріндегі маңызын жазыңыз. Жауабыңызды қорытындылаңыз. Ғылыми жаңалық атауы Маңызы
Аравийский полуостров, который по площади равен четверти европы, но по природным условиям является сплошной пустыней, с давних времен населяли племена кочевников-арабов. ранее мало кому известны, в vii в. они заставили заговорить о себе в азии и европе объединение арабов и создание ими собственного государства было связано с возникновением новой религии, известной под названием "ислам" (в переводе с арабского - "покорность"). основателем ислама стал житель аравийского города мекки мухаммад (ок. 570-632). в европе его называли магометом. в своей жизни мухаммад много времени уделял религиозным размышлениям и поискам. в 610 г. он начал пророчествовать, утверждая, что получил положения новой веры от единого бога - аллаха. ученики и последователи пророка записывали его слова. после смерти мухаммада все эти записи были собраны в одну книгу - коран (в переводе с арабского - "чтение"). борьба за распространение новой веры продолжалась до 630 г., когда большинство арабских племен признала власть мухаммада и приняла ислам. после смерти пророка власть в созданной им государству унаследовали халифы - заместители пророка. возник арабский халифат. халифы призвали арабов отправляться в поход за распространение ислама среди "неверных". мир ислама перешел в наступление: началась эпоха арабских завоеваний. сначала арабы нанесли удар по богатым восточных провинциях византии. они захватили сирию, палестину и египет, а позже - все средиземноморское побережье африки. одновременно были покорены иран. в 711-714 гг. арабы завоевали почти всю испанию, преодолели пиренейские горы и только в 732 г. их дальнейшее продвижение в европу было остановлено франками в битве при пуатье. на востоке они достигли инда, захватили среднюю азию и в 751 г. на таласе нанесли поражение крупной китайской армии. далее они не пошли. в середине viii в. арабские завоевания в основном завершились. бывшие кочевники стали обладателями крупнейшей державы мира.
1. Все сферы духовной жизни России второй половины XVIII века пронизывали идеи Просвещения. То, что усовершенствованию человеческой натуры - наука, театр, литература, искусство - пользовалось горячей поддержкой деятелей Просвещения.
В развитии просвещения отчетливо прослеживаются две тенденции:
Значительное расширение сети учебных заведений и усиление влияния принципа сословности.
Формируются методические и педагогические системы.
Значительная подвижка по первой проблеме заметна с 1786г. После
принятия устава народных училищ:
в губерниях (городах)- народные училища с 4 классами;
в уездах - малые народные училища.
Если к 1782г. было 8 народных училищ, 516 учащихся, то к 1800 -2888 училищ, 23 тыс. учащихся.
К концу XVIII века вместо одного кадетского корпуса создано 5. Среди них - Сухопутный Шляхетский корпус (1731), Пажеский корпус (1755). Под дирекцией П.И. Шувалова были объединенные школы Артиллерийская и Инженерная.
Многочисленными указами, установлениями, образование приобретает сословный характер.
Но многие учебные заведения были смешанные, то есть с совместным обучением. Однако, будучи в одном помещении, учащиеся по имущественному цензу обучались отдельно. Так, в Казанской гимназии комнаты делились периллами и в дворянской половине пол приподнимали выше. Или дворяне шли в заведение по желанию, а разночинцев направляли в ведомства или в духовенство с условием возврата учащегося по окончании учебного заведения.
Ведущими направлениями в системе образования можно выделить следующее:
Создание новых учебных заведений, определяющих пути создания и формирования так называемой "новой породы людей", жаждущих процветания в России.
В 1755г. создан Московский университет, где сформировался круг прогрессивных учёных. Университет имел 3 факультета - естественно-математический, русского языка и литературы, русской истории.
Открытие университета стало гордостью, появилась возможность готовить своих ученых, двигать науку, разорвать круг национальной ограниченности.
Второе направление- попытка создать организационно и методически систему образования и воспитания.
С приходом к власти Екатерины II, глубоко верившей в силу воспитания, на поприще просвещения приглашаются видные зарубежные педагоги и просветители.
С 1782г. создается комиссия об учреждении училищ во главе с сенатором Завадовским. План реформы и основные документы составлены Янковичем. Согласно им создавались народные училища. Главные - в губернских городах-4х годичные и малые - в уездах (2 классные).
В 1783г. создается книга "О должностях человека и гражданина" -189 страниц для учащихся, 250 страниц для учителей. Годом позже издаются "Правила для учащихся в народных училищах" - в 24 страницах о том, как должны поступать учащиеся перед богом и в церкви, в училище, вне училища.
В 1783г. издано "Руководство учителям первого и второго класса" - краткий перевод Янковичем книги австрийского педагога Фельбигера.
Предшествовавший опыт показал, что рассчитывать на успех школьного дела невозможно без подготовки учительских кадров. По предложению Янковича в 1783г. в Петербурге открывается первое главное народное училище. Сюда пригласили 35 студентов Московской и Петербургской духовных семинарий. Их Янкович обучает сам в качестве будущих учителей народных училищ. Через 3 года в 25 губерниях открываются главные училища - в них учились 10 тыс. чел. С 1789г. они открыты во всех губерниях.
К концу XVIII века в России открыто 288 училищ главных и малых, где обучались 22 тыс. человек (1,5 тыс. девочек).
Таким образом, к концу XVIII века система народного образования, начатая Петром I, в основном была почти вся подчинена правительственному контролю и влиянию, образование и воспитание было сословным, главными усилиями воспитания считались: профессиональное, физическое, нравственное и разумное.