В 1916 году в регионе Казахстана и Туркестана вспыхнуло народное восстание. Его причинами стали
1. Массовое лишение крестьян их земель, лишение их источника заработка;
2.Насилие царских чиновников, самосуд;
3. Конфискация огромного количества имущества для военных нужд;
4. Увеличение размера налогов;
5. Массовая русификация населения, давление на людей другой нации.
В этот год казахский народ начал борьбу за политическое и национальное освобождение.
Толчком стал указ царя от июня 1916 года. Согласно этому указу казахи должны были передать свою собственность в пользу русских поселенцев. Другим пунктом указа стало обязательное привлечение молодых людей к военной службе.
Против повстанцев были направлены около тридцати тысяч вооруженных военных. Помимо этого, царская власть прибегла к местных казаков из соседних областей (Фергана, Самарканд). Уже к середине осени восстание было подавлено.
Во время подавления народных волнений были зафиксированы неоднократные случаи самосуда. Это были жестокие расправы с местным населением. За смерть своих близких ополченцы очень часто убивали невиновных и пленных. Туркестанский губернатор распорядился создать военные суды, которые выносили смертные приговоры.
Первым элементом того, что позже станет европейской цивилизацией, было греческое наследие. Именно в Греции зародилась философская мысль. Древний грек воспринимал реальность, как будто речь шла о прочтении текста, который еще необходимо понять и расшифровать, и он читал эту реальность критически, не доверяя своим первым впечатлениям. Так родилась рациональность, научная мысль, которая с Платоном и Аристотелем достигла своей вершины и плодами которой мы пользуемся до сих пор. В Греции появляется также критический анализ норм человеческого поведения, этики и политики. Когда мы говорим о таких добродетелях и понятиях, как справедливость и мудрость, естественное право и законы, мы и сегодня продолжаем перефразировать то, что в свое время было открыто древними греками.
Этот философский образ мысли наложил отпечаток и на римлян. Но они внесли в него новый элемент, а именно идею об империи, в границах которой царит мир, покоящийся на справедливых законах. Если Греция находится у истоков рациональной мысли, то Рим дал миру право, идею о том, что отношения между людьми должны определяться нормами или правилами, дающими каждому то, что ему причитается, а также идею о том, что эти права могут быть предписаны лишь законной властью. Рим подарил также средиземноморской цивилизации, затем Европе и остальному миру концепцию империи, имеющей юридическую структуру, и концепцию организации международного мира.
Третьим составным элементом европейской цивилизации является христианство. Отметим сразу же, что именно благодаря христианству до нас дошло наследство Греции и Рима. Без него Афины и Рим были бы для нас такими же чужими, какими являются сегодня для большинства цивилизации Древнего Египта и Вавилона.
Христианство обогатило нашу цивилизацию рядом новых элементов, их важность и значение трудно переоценить. Я ограничусь анализом трех из них: монотеизма, понятия о человеческой личности и совершенно новой концепции государственной власти.