Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому в греции государству. в афинах любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, вносить предложения по вопросам внутренней и внешней политики. на сцене афинского театра, особенно во время представления комедий, подвергались критике отдельные аспекты политической и общественной жизни, в карикатурном виде изображались видные государственные деятели. в трагедиях, хотя и посвящённых мифологическим сюжетам, также затрагивались животрепещущие проблемы современности. государство защищало не только жизнь и имущество своих граждан, но и свободу их личности. афинянина нельзя было подвергнуть тюремному заключению без судебного приговора, а человек, привлечённый к суду, если не надеялся на оправдание, мог покинуть город до рассмотрения своего дела. все должности в афинах были коллегиальными (осуществляемые совместно группой лиц) и практически все исполнялись по жребию. в тоже время, афинская политическая система была демократией для меньшинства населения. из неё были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки (иностранцы, поселявшиеся в аттике на продолжительное время или навсегда) . в политической жизни афин не участвовали и женщины.
Древние славянедревние славяне — раннесредневековые славяне, в период расселения славянских племён, примерно с vi по viii век.примерно в v веке началась славянская экспансия, как полагают, с территории прикарпатья, верховийднестра, а также правобережья среднего поднепровья, на запад, юг и северо-восток. на запад славяне мигрировали в направлении верховий вислы, а затем лабы, огибая внешние западные карпаты(то есть с восточной и северной стороны карпат). на восток славянские племена распространялись в направлении верховий волги и оки. на юг славяне двигались в сторону дуная, затем вдоль него на запад, заселяя местности вдоль притоков дуная и вторгаясь в пределы восточной римской империи. в советское время господствовали версииавтохтонности славянских племён на большей части восточной европы или польши, но археологические данные последнего времени указывают, по мнению некоторых исследователей, на формирование заметного массива славян как части единого этноса в ареале киевской археологической культуры (ii—iv веков).в то время как западное и восточное направления экспансии славянских племён восстанавливаются по археологическим данным, южное хорошо задокументировано в свидетельствах византийских авторов. данная статья составлена, в основном, по эпиграфическим источникам, описывающим именно южных славян.