ЛЮДИ С НЕСЛОЖНЫМ ТЕСТОМ
1.Отметьте предпосылку образования централизованного государства: 1)усиление самостоятельности русских княжеств и земель в период раздробленности; 2)появление общественных слоев, заинтересованных в создании единого государства; 3)необходимость централизованного сбора дани монголам.
2.Поход московского князя против войск Мамая состоялся в: 1)1378; 2)1380; 3)1385.
3.О каком великом князе идет речь в летописи? – «Как только сторонники Шемяки
получили весть, что князь великий вышел из города, они тотчас же внезапно подошли к
Москве февраля в двенадцатый день …и взяли город, потому что не было никого, кто бы
им сопротивлялся, и никого, кто б знал в Москве об их нападении, кроме их же
единомышленников, которые им отворили ворота. Сторонники же Шемяки, войдя в город,
взяли в плен великих княгинь Софью и Марфу, и казну великого князя и матери его
разграбили, а бояр их взяли в плен и пограбили, как и многих иных людей и горожан. В ту
же ночь Дмитрий Шемяка отпустил князя Ивана Можайского с многими людьми своими,
чтобы внезапно напасть на великого князя у Троицы». – 1)о Василии I; 2)о Василии II;
3)об Иване III .
4.Вечевой колокол был вывезен из Новгорода в Москву в: 1)1471; 2)1475; 3)1478.
5.На гербе Москвы двухглавый орел появился в правление: 1)Василия I; 2)Ивана III;
3)Василия II.
6.Ограничение в переходе крестьян от одного владельца земли к другому было введено в:
1)1397; 2)1472; 3)1497.
7.Отметьте НЕПРАВИЛЬНОЕ утверждение: 1)Василий I получил от отца право на
великое княжение без ярлыка; 2)Иван Калита освободил Русь от выплаты дани Орде; 3)в
1448 году митрополитом был избран рязанский епископ Иона.
8.Отметьте одну из причин возвышения Москвы: 1)союз Москвы с Великим Новгородом;
2)компромиссная политика московских князей по отношению к Орде; 3)расширение
земельных владений московских князей за счет конфискации монастырских земель.
9.О ком идет речь? – «Этот литовский князь нанес ряд поражений немецким рыцарям. В
союзе с Тверью выступал против Москвы, проводя политику захвата западных русских
земель. За время его правления к Литве были присоединены Гродно, Полоцк, Минск,
Витебск, в вассальную зависимость попал и Киев. При этом князе Литовское княжество
стало Великим». – 1)Миндовг; 2)Гедимин; 4)Ольгерд.
10.Когда произошло событие, о котором повествует летопись? – «Князь великий …поидет на Великий Новгород…а воеводы великого князя поидоша к Шолони… тоже в ту пору
прииде ту рать Новгородская против их с другой стороны от города своего к той же речке
Шолони, многое множество, яко и ужаснулися полком великого князя, поне же бяху…
пленяху места их окрест Новгорода… А новгородские посадники все и тысяцкие, и купцы
и люди прочие … всякие…которые…руки поднятии противу великого князя, всех тех
изменников они силою выгнаша… и они сами тех разграбляху и избиваху, а иных в реку
Волхов метаху…». – 1)1462; 2)1471; 3)1475.
11.Во главе уезда московские князья ставили: 1)дворецкого; 2)волостеля; 3)наместника.
12.Теория «Москва – третий Рим» появилась в правление: 1)Ивана I; 2) Василия II
3)Василия I.
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры — философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Во время Ренессанса, по словам Лютера, именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах».
В самом искусстве происходят глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа и знака к реалистическому образу и достоверному изображению. Новыми становятся средства художественной выразительности. Их основу теперь составляют линейная и воздушная перспектива, трехмерность объема, учение о пропорциях. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности.
Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Поэтому неудивительно, что именно в Италии искусство в этот период достигло наивысшего подъема и расцвета. Именно здесь насчитываются десятки имен титанов, гениев, великих и просто талантливых художников. В других странах также имеются великие имена, однако Италия вне конкуренции.
Главными фигурами Проторенессанса являются поэт Данте Алигьери (1265-1321) и живописец Джотто (1266/67-1337 гг.