Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат. В компетенцию великого князя входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда - высшей судебной инстанции. Великим князем возглавлялись наиболее значительные военные походы,
И все же великого князя всея Руси конца XV-начала XVI в. нет оснований представлять, как это зачастую делается в современной исторической литературе, государем - абсолютистом или, более того, образчиком восточного деспота. Даже Василий III выглядел в главах современников "всея Руси земля государем государь". Великие князья не столько возвышались над удельными и прочими князьями, сколько были первыми среди равных. Кроме того, пишет А.А.Зимин, "власть великого киязя ограничивалась прочными традициями, коренившимися в патриархальности представлений о характере власти, которые имели к тому же религиозную санкцию. Новое пробивалось с трудом и прикрывалось стремлением жить, как отцы и деды".
Традиции настолько довлели над ними, что не имея возможности прекращения выделения своим детям уделов, они одновременно вели борьбу с самовластием удельных братьев. Не говорит о силе великого князя и развернувшаяся в последние полтора десятилетия княжения Ивана III династическая борьба между группировками его внука Дмитрия (сына умершего в 1490 г. Ивана Ивановича) и сына от второй жены Софии Палеолог Василия.
К концу княжения Ивана III в пределах самого Московского княжества оставался лишь один удел. Но великий князь в завещании "одаривает" уделами не только Василия, но и четырех младших братьев. Правда, ставший великим князем Василий получает значительно большую часть территории, чем его братья - удельные князья вместе взятые (66 городов, а братья всего 30). Только он наследует выморочные (без наследников) уделы и только его детям может принадлежать великое княжение, от которого заранее отказались братья. К концу княжения Василия III уделов осталось всего лишь два: Дмитревский, где княжил Юрий Иванович, и Старицкий, принадлежавший Андрею Ивановичу. И все же опасность выступлений удельных князей сохранялась.
Российская деревня в 18 веке была уникальным поселением. Интересно то, что деревня имела кучевую форму застройки. Дома и прочие строения располагались без порядка, на большом растоянии, потому что каждый дом должен был иметь усадьбу для хозяйства.
Дома в деревне строились в один или несколько рядом. Лицевая сторона дома обязательно была обращена к солнцу, реке, озеру, оврагу, особенно если такой дом стоял в более теплом климате. В северных районах, наоборот, лицевая стороны была обращена против реки. Хозяйство располагалось за домом.
Сначала важно было, чтобы деревня находилась рядом с рекой или озером. Но позже деревни обязательно находились рядом с проезжими дорогами.
В 18 веке жизнь деревни сильно изменилась, потому что некоторая ее часть уехала в город для того, чтобы работать на мануфактурах. На многих заводах работали крепостные, машинного производства тогда не было, активно оно не использовались. Поэтому из деревни уезжали в город. Но уезжали не только люди, но и торговцы с хлебом, овощами, мясом и прочим, что необходимо в городе для рабочего человека.
Село с городом активно торговало – возделывался хлеб, лен и прочее.
Кроме того, в деревнях продолжали жить помещики, причем были они провинциальные и стремились жить также роскошно, как помещики из городов, поэтому их дома выглядели очень богато с большим количеством комнат, дома были обставлены мебелью, картинами и прочим. Переодически устраивались балы, а крепостные должны были их обслуживать и вести хозяйство.
Цезарь провёл ряд реформ в 49-44 годах до н. э. Подробности мероприятий диктатора известны в основном из трудов авторов эпохи Империи, а свидетельств современников по этому вопросу очень мало.
В сфере государственного устройства Цезарь увеличил число большинства коллегий курульных (старших) магистратов. Число выбираемых ежегодно преторов выросло с 8 сначала до 14, а затем до 16. Число квесторов было увеличено на 20 человек ежегодно, а эдилов — на 2 за счёт aediles ceriales, контролировавших снабжение хлебом. Увеличилось также число авгуров, понтификов и членов коллегии квиндецемвиров.
Диктатор также пополнил сенат, опустевший в результате междоусобиц 50-х годов до н. э. и гражданской войны. Всего Цезарь трижды пересматривал списки сенаторов и, по свидетельству Диона Кассия, в конце концов довёл их число до 900 человек, однако едва ли это число было точным и постоянным.
Семь книг «Записок о Галльской войне» (лат. Commentarii de Bello Gallico) подробно повествуют о событиях одноимённой войны. Время составления этой работы неизвестно: существует как версия о составлении книг в конце каждого года кампании, так и предположение о написании всего сочинения в 52—51 годах до н. э
Основатель одной из первых научных школ изучения римской истории Бартольд Нибур сдержанно оценивал деятельность диктатора.