В трудах древнегреческого историка Геродота говорится, что территорию Центрального Казахстан населяли аргиппеи, исседоны. На северо-западе Сарыарки жили аргиппеи, в центральной части - исседоны и на востоке - аримаспы.
Памятники раннего железного века Сарыарки относятся к тасмолинской культуре. Тасмолинская культура получила название по местности Тасмола в Екибастузском районе Павлодарской области. К. Акишев относил тасмолинскую культуру к племенам исседонов. Тасмолинской культуре Центрального Казахстана характерны курганные могильники, которые названы курганы с «усами». В курганах тасмолинской культур имеются два захоронения. В большом хоронили человека, в малом кургане лошадь.
Встречаются 4 (четыре) вида курганов с «усами».
К первому относятся малые курганы выложенные с восточной стороны большого кургана. От восточной стороны малого кургана отходит каменная цепочка, напоминающая «усы».
При втором виде два кургана строились с юга на севере в одном ряду, и от каждого от них, с южной и северной сторон на восток отходят каменные дуги - «усы».
Третий вид - это когда сначала строил один большой курган, а затем на нем возводили малый курган. От восточной стороны большого кургана отходят «усы».
Четвертый вид схож с третьим, т.е. он состоит из двух курганов, построенных друг на друге. По мнению некоторых ученых курганы с «усами» периода раннего железа, в степи играли роль маяка.
Курганы с «усами» построены под определенным углом и определенной стороной света. Курганы с «усами» расположены в основном на территории Центрального Казахстана. На формирование сакской культуры междуречье Иртыша и Урала сильно влияние оказала тасмолинская культура. Особенностью является то, что в быту у скотоводов Центрального Казахстана широкое применение имела деревянная и металлическая посуда. В курганах глиняная посуда почти не встречается. Племена Тасмолинской культуры были кочевыми скотоводами, обладали высокой техникой обработки кости и металла.
Неизвестный художник. Портрет Нарышкина Михаила Михайловича (1798—1863) Акварель на кости. Начало 20-х годов XIX века
Полковник лейб-гвардии Измайловского полка М. М. Нарышкии. Неизвестный художник. 1823. Из собрания Ю. Б. Шмарова.
Полковник, командир батальона Тарутинского пехотного полка, член Союза Благоденствия; один из виднейших деятелей раннего периода Северного Общества.
Осужден по IV разряду. На поселении находился в городе Кургане. Вместе с женой, Е. П. Нарышкиной (дочерью героя Отечественной войны 1812 года генерала П. П. Коновницына), последовавшей за ним в Сибирь, лечил местное население, оказывал окрестным жителям одеждой, деньгами, хлебом.
В 1837 году определен на Кавказ рядовым. В 1844 году, выйдя в отставку, поселился в селе Высоком Тульской губернии, где открыл школу и содержал ее на свои средства. Умер в Москве.