Будущий великий врач родился 27 ноября 1810 г. в Москве. Его отец Иван Иванович Пирогов служил казначеем. У него было четырнадцать детей, большинство из которых умерло в младенчестве. Из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный.
Получить образование ему знакомый семьи - известный московский врач, профессор Московского университета Е. Мухин, который заметил мальчика и стал заниматься с ним индивидуально. И уже в четырнадцать лет Николай поступил на медицинский факультет Московского университета, для чего ему пришлось прибавить себе два года, но экзамены он сдал не хуже своих старших товарищей. Пирогов учился легко. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы семье. Наконец Пирогову удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила его в том, что он должен стать хирургом.
Закончив университет одним из первых по успеваемости, Пирогов направился для подготовки к профессорской деятельности в один из лучших в то время в России Юрьевский университет в городе Тарту. Здесь, в хирургической клинике, Пирогов проработал пять лет, блестяще защитил докторскую диссертацию и в двадцать шесть лет стал профессором хирургии. В своей диссертации он первым изучил и описал расположение брюшной аорты у человека, расстройства кровообращения при ее перевязке, пути кровообращения при ее непроходимости, объяснил причины послеоперационных осложнений. После пяти лет пребывания в Дерпте Пирогов отправился в Берлин учиться, прославленные хирурги, к которым он ехал с почтительно склоненной головой, читали его диссертацию, поспешно переведенную на немецкий. Учителя, более других сочетавшего в себе все то, что искал в хирурге Пирогов, он нашел не в Берлине, а в Геттингене, в лице профессора Лангенбека. Геттингенский профессор учил его чистоте хирургических приемов.
Возвращаясь домой, Пирогов тяжело заболел и вынужден был остановиться в Риге. Едва Пирогов поднялся с госпитальной койки, он взялся оперировать. Он начал с ринопластики: безносому цирюльнику выкроил новый нос. За пластической операцией последовали неизбежные литотамии, ампутации, удаления опухолей. Отправившись из Риги в Дерпт он узнал, что обещанную ему московскую кафедру отдали другому кандидату. Пирогов получил клинику в Дерпте, где он создал одно из самых своих значительных сочинений - «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций».
Описание операций Пирогов снабдил рисунками. Ничего похожего на анатомические атласы и таблицы, которыми пользовались до него. Наконец, он отправляется во Францию, куда пятью годами раньше, после профессорского института, его не пожелало отпустить начальство. В парижских клиниках Николай Иванович не находит ничего неведомого. Любопытно: едва оказавшись в Париже, он поспешил к известному профессору хирургии и анатомии Вельпо и застал его за чтением «Хирургической анатомии артериальных стволов и фасций».
В 1841 г. Пирогов был приглашен на кафедру хирургии в Медикохирургическую академию Петербурга. Здесь ученый проработал более десяти лет и создал первую в России хирургическую клинику. В ней он основал еще одно направление медицины - госпитальную хирургию. Николая Ивановича назначают директором Инструментального завода, и он соглашается. Теперь он придумывает инструменты, которыми любой хирург сделает операцию хорошо и быстро. Его просят принять должность консультанта в одной больнице, в другой, в третьей, и он опять соглашается. На втором году петербургской жизни Пирогов тяжело заболел, отравленный госпитальными миазмами и дурным воздухом мертвецкой. Полтора месяца не мог подняться. Он жалел себя, растравлял душу горестными раздумьями о прожитых без любви годах и одинокой старости. Он перебирал в памяти всех, кто мог бы принести ему семейную любовь и счастье. Самой подходящей из них показалась ему Екатерина Дмитриевна Березина, девушка из родовитой, но развалившейся и сильно обедневшей семьи. Состоялось торопливое скромное венчание.
Пирогову было некогда - великие дела ждали его. Он попросту запер жену в четырех стенах нанятой и, по советам знакомых, обставленной квартиры. Екатерина Дмитриевна умерла на четвертом году супружества, оставив Пирогову двух сыновей: второй стоил ей жизни. Но в тяжкие для Пирогова дни горя и отчаяния случилось великое событие - высочайше был утвержден его проект первого в мире Анатомического института.
О Родине люди слагают пафосные стихи, гимны и величальные песни. Или простыми, будничными, но искренними словами, идущими от самого сердца, рассказывают о своей любви к ней. Я не знаю никого, кто не любит свой край, свой уголок земли, свою родину. И пусть не каждый может высказать эту любовь высоким стилем – для того поэты и создают свои стихотворения, чтобы всякий, кто носит любовь к Отечеству в своем сердце, мог говорить о самом сокровенном поэтическим слогом.
Темы любви к Родине касались поэты во все времена. Не исключение и русские поэты 19-20 века. Они воспевали бескрайние просторы, города и деревни, моря и реки, красоту и мощь народа своей страны – России.
Тема родины всегда волновала поэта Андрея Белого. Он говорил: «любить Россию свойственно русскому человеку".
А. Белый рисовал Россию и русский народ в своих стихах мрачными красками. Он видел беспросветное и нищенское существование простого народа. В некоторых стихах преобладает чувство отчаяния:
«Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой
Мать-Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?»
Эти строки написаны в 1908 году. Поэт задает этот роковой вопрос, но не находит на него ответа. И тогда у него рождаются другие стихи:
«Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!»
А. Белый носил в себе мучительное чувство разлада с ощущением Родины, но несмотря на все свои сомнения, он видел возможность для разрешения духовного кризиса. И когда в преддверии революционных событий его мечта начала осуществляться, он был готов всего себя принести в жертву Отчизне:
«И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия
Мессия грядущего дня!»
При всей неоднозначности своего мироощущения, при его разногласиях с политикой, А. Белый никогда не уходил от восприятия России как прекрасного образа.
Сергей Александрович Есенин – поэт, у которого простота слога сочетается с глубиной мысли, мастер русского пейзажа, певец Руси крестьянской. Он пишет о том, как «радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси». В его изображении Россия – это поля, березы, крестьяне, их песни, избы, скромные милые девушки и добрые молодцы. Русь – это печаль и слезы матерей, тяжкий труд и сладкий отдых. Вот как в этих стихах:
Я люблю тебя, родина кроткая!
А за что — разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу.
...
Ой ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей.
Александр Блок – поэт-символист говорит о своей России, как о «степной кобылице». Он анализирует в масштабном произведении «На поле Куликовом» многовековую историю Руси. «О, Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь!». В этих словах читается душевная боль поэта, для которого Русь – жена, Русь – нищая, бедная, бесценная.
Когда-то Блок заметил, что все его стихи написаны о Родине. На позднем этапе своего творчества, в зрелом возрасте, в расцвете своего таланта он пишет цикл стихов под названием «Родина». Главный мотив этого цикла – дороги, пути, которыми движется Россия со времен седой древности. Поэт показывает Русь такой, какой он сам её видит, - многоликой и величественной в своей необъятной широте.
Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни.
А ты все та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней.
В письме Блока к Мережковскому читаем о том, как сам поэт воспринимал Россию: «Родина - древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое, и самому ему не счесть никогда своих сил, своих мышц, своих возможностей, так они рассеяны по матушке-земле".
Поэт Константин Симонов написал стихотворение «Родина» в 1941 году. В нем он пишет о великой, бескрайней и могущественной России, которая противопоставлена тому краешку земли, который можно увидеть своими глазами:
«Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком».
В тяжелую для своей Родины годину, в военное лихолетье поэт призывает каждого сберечь ее, защитить в тылу и на фронте свою большую и малую Родину.
«Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать».
Родная земля, родные березы – вот ради чего надо биться до последней гранаты, вот что нельзя отдать никому, а надо сохранить даже ценой собственной жизни.
В заключение хочу сказать, что поэты 19-20 веков чувствовали Родину, как собственный организм, ощущали себя единым целым с родной землей. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм», - говорил уже упоминаемый мною Александр Александрович Блок. Они принимали близко к сердцу ее радости и горести, жили её заботами и интересами, Родине они посвящали свой поэтический дар и талант. Потому что «не греет солнце на чужбине» и горек чужой хлеб. И даже тогда,
«Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, —
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким Русь».
Есенин С. А.
Объяснение:
ЕСЛИ ЧТО МОЖЕШЬ ОБРЕЗАТЬ
ответ:
в xviii веке культура казахстана не претерпела серьезных изменений, в ней сохранялись все традиции, присущие к средневековым кочевым образованиям евразии. это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. достаточно для этого сравнить образцы поэзии жырау — шалкииз жырау (xv в.) и бухар жырау (xviii в). кочевой образ жизни обусловил типы жилищ, одежду и пищу, устное народное творчество и т.д. различия выявляются лишь в деталях, внесенных в кочевые общества внешнему влиянию. до середины хviii веке кочевой образ жизни был основным критерием идентификации населения степей с понятием «казах». порвавшие со степью автоматически исключались из состава этноса (так, например, происходило образование курама, вошедших в последствии в состав узбеков). с середины же хviii веке мы наблюдаем уже другие особенности: в частности, казахи во главе с абылай ханом сами были заинтересованы в строительстве стационарных жилищ (кыстау). правительство, с целью привлечения казахов, начато повсеместно строить постоянные жилища и хозяйственные сооружения для известных ханов, султанов, родоправителей биев и батыров. во времена екатерины ii на пограничной линии появились многочисленные мечети, также предназначенные для казахов. кризис кочевого скотоводства, усилившийся в конце хviii веке карательные меры пограничных властей усилили бедность казахов, вынудили их вести оседлый образ жизни.
одежда казахов была разнообразной, она изготавливалась из шелка, сукна, войлока и мехов. разноцветный шелк казахи покупали на рынках средней азии, восточного туркестана и с 50-х гт, на пограничных пунктах китая. сукно обычно покупали в российских поселениях — в оренбурге (с 1734 в петропавловске (с 1750-х в семее (с 1760-х торговля с кочевниками велась без исключения во всех узловых станциях военных линий и крепостях. вместе с тем, в xviii веке само натуральное хозяйство казахов было в состоянии обеспечить их верхней одеждой. из овечьей шкуры казахи готовили несколько разновидностей шуб (тон). значительное место занимала одежда из меха ггушньгх зверей. основным видом одежды (мужчин и женщин) был яркий чапан, с богатой орнаментацией, с вышивками. к постоянной одежде также относится армянина (шекпен) из верблюжьей шерсти. в одежде казахов можно выделить несколько компонентов. мужская одежда женской и детской одежда подразделяется на летние и зимние костюмы, торжественные и будничные, военные доспехи и прочие. обязательной частью костюма были красивые наборные пояса — кисе белбеу, богато украшенные тиснением, бляшками из серебра, с инкрустацией из дорогих камней, костяных пластинок. из женских украшений особо следует отметить массивные браслеты из серебра, золотые кольца, серьги с подвесками из самоцветов. более употребляемым было серебро. казахи-воины использовали различные виды холодного оружия. кроме традиционных в xviii веке особо распространены в казахской среде ружья, в основном фитильные и на специальных ножках (мосы). н. п. рынков отмечает, что казахи употребляют ружья больше, нежели башкиры.
ограничены.