Иван Калита - один из самых неоднозначных московских князей. Он правил в 1325-1340 годах и получил недобрую славу как татаро-монголов. Он содействовал собиранию татарами дани с Руси и подавить Тверское восстание против Орды. За это он получил право самостоятельно собирать дань и передавать Орде часть собранного. Это обогатило Москву и по её росту, однако совсем не по единству Руси. Без него не поднялась бы Москва как будущий центр России, но в то же время он был предателем, подмахивал Орде. Поэтому его образ в истории крайне неоднозначен. "Великая тишина" наступила, когда Калита получил право собирать дань, и на Русь перестали наезжать баскаки. Теперь Русь платила дань "добровольно и с песней", и собирали ее свои же, русские люди. Это избавило селения от разорений, но не решило самой проблемы, а только стыдливо замело её под ковёр.
В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству. В философских и литературно-критических работах этого периода рассматривались и осмысливались исторические события, связанные с победой над Наполеоном (1812г.), восстанием декабристов (1825г.), отменой крепостного права (1861г.), проведением буржуазно-либеральных реформ (60-70гг.). развитием капиталистических отношений и революционно-демократического движения.
В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую "теорию официальной народности" ("самодержавие, православие, народность"). Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца ХVIII в. Освободительные идеи представлялись как наносное явление, распространенное только среди "испорченной" части образованного общества. Пассивность крестьянства, его патриархальная набожность, стойкая вера в царя изображались в качестве "исконных" и "самобытных" черт народного характера. Уваров утверждал, что Россия "крепка единодушием беспримерным – здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу".