В законах Хаммурапи, использовавшихся в древней Месопотамии, был взят за основу принцип "око за око, зуб за зуб". Это не что иное, как принцип наказания, соразмерного преступлению. Тот, кто выбил другому глаз, сам ослепляется на один глаз, тот, кто выбил другому зуб, сам лишается зуба. Вот несколько законов, основанных на этом принципе:
§ 25. Если в доме человека огонь загорелся, и человек, который для тушения (пожара) пришел, на пожитки хозяина дома позарился и пожитки хозяина дома присвоил, человек этот в этот самый огонь должен быть брошен.
§ 153. Если жена человека даст убить своего мужа ради другого мужчины, эту женщину должны посадить на кол.
§ 196. Если человек ослепил глаз сыну человека, его глаз должны ослепить.
Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.
Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.
Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Более того, он установил места проведения советов. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране.
Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус.
Реформы Тауке-хана коснулись и правовой системы. Свод законов под названием "Жетi Жаргы" (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Куль-Тобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов. К сожалению, этот юридический документ не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные его фрагменты представлены в книге известного исследователя А. Левшина, который записал его из уст казахов.
В 1697 г. верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабтан и с этого момента в казахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период. Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах. Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение с Россией. Но полностью осуществить свои планы Тауке хан не успел. Он умер в 1718 г.
После его смерти междоусобные распри в Казахском ханстве вспыхнули с еще большей силой.
Тем не менее, в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.