Киммерийцы.Сведения о характере вооруженных сил и военном искусстве киммерийцев ограничены. Войско их представляло собою ополчение всех бое мужчин племени. Оно состояло из легкой конницы, оружием этих всадников служили копья и луки, а так же кинжалы и мечи бронзовые топоры.
Скифы.Геродот говорит, что все скифы-кочевники были конными стрелками. Раскопки курганов заставляют полагать, что и оседлые скифы- земледельцы располагали сильной конницей. Ядро войска составляла конная дружина знатных скифов. Несмотря на то, что они не имели систематической военной подготовки, хорошо владели искусством верховой езды и стрельбы из лука. Наступательным оружием для дальнего боя служили лук со стрелами и дротики, для рукопашного – копье, боевой топор, короткий меч-акинак, реже длинный меч и небольшой кинжал. Сила скифского войска заключалась в коннице. Широко применяющимся военным строем скифских всадников была лава. В последних веках до нашей эры скифами уже были освоены некоторые осадные машины, прежде всего таран.
Половцы.Их военную организацию современники считали довольно высокой для своего времени. В половецком войске обязаны были служить все мужчины носить оружие. Основной силой кочевников были отряды легкой кавалерии, вооружённой луками. Половецкие воины, помимо луков, имели также сабли, арканы и копья. Позднее появились и дружины с тяжёлым вооружением. Тяжеловооружённые воины носили кольчуги, панцири и шлемы. Основой войска продолжали оставаться отряды легковооружённых конных лучников. Известно также о применении половцами тяжелых самострелов и «жидкого огня». Во время внезапных нападений противника половцы умели стойко обороняться, окружая свой стан повозками. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. В полевом бою ханы грамотно разделяли силы, использовали летучие отряды для завязки боя, которые затем подкреплялись атакой основных сил.
Монголо-татары. Войско имело стройную организацию и определенный порядок построения. Каждый воин должен был знать свое место в десятке, десяток — в сотне и т. д. Войсковые части умели передвигаться в строю и различались по цвету снаряжения, одежды и знамен. В войске имелась легкая пехота, которая в походах следовала на лошадях, а для ведения боя спешивалась, чтобы увеличить меткость стрельбы. Пехотинец имел меч, лук и до 30 стрел. Для боя выбиралось большое и ровное поле, при этом обращалось внимание на то, чтобы недалеко была вода и подножный корм, чтобы солнце не светило в глаза. Боевой порядок рассредоточивался по фронту и особенно в глубину. За счет ослабления центра усиливались фланги, которые являлись средством окружения противника. Монголы широко использовали достижения науки и техники, особенно Китая. Они заимствовали у китайцев не только их технику, в частности порох, но и военную науку. Большое преимущество монголов по сравнению с противником заключалось в высокой подвижности их конницы и умении маневрировать ею. Для дезорганизации противников монголы пользовались всеми средствами. Прежде всего они организовывали шпионаж, наводняя страну своими агентами и вовлекая в эту сеть продажную знать данной страны. Шпионы давали исчерпывающие сведения об экономическом, политическом и военном состоянии государства. В тактике монгольских войск были и свои особенности: хорошо организованная войсковая разведка, тактическое расчленение своего войска, умелое его маневрирование и хорошее управление в бою. В бою они применяли метательные машины, дымовые завесы. В качестве сигналов в бою днем монголы использовали свистящие стрелы, а ночью — цветные фонари.
б)это ювелирка
Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью.
Фини́фть (др.-рус. финиптъ, химипетъ, ) — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.