
полковое устройство гетманщины и слобожанщины — военная и административно-территориальная структура, сложившаяся на территории так называемой гетманщины (официально именуемой войском запорожским) и слободской украины в xvii—xviii веках, основу которой первоначально составляли реестровые казацкие полки, позднее − казацкие полки, комплектовавшиеся из местного населения по территориально-милиционному принципу.
в гетманщине (войске запорожском) существовали также различные военные формирования, которые не были административно-территориальными единицами, но также носили название полков — охочекомонных (компанейских), сердюцких и других.
количество казаков в административно-военных полках было разным. в 1723 году в них насчитывалось в среднем около 5000 человек, а в нежинском полку — около 10 000 человек. в 1782 году численность личного состава административно-военных полков полков выросла до 10 000−20 000 человек, а в нежинском — до 40 000 человек.
Речь идёт о кануне Революции 1917 года. В этот период, несмотря на то, что правительством были предприняты некоторые меры для удовлетворения требований восставших в ходе Первой Российской революции (принятие Манифеста 17 октября), большинство вопросов – аграрный, национальный, рабочий и так далее – оставались нерешёнными.
Первая картинка демонстрирует явление, получившее название «министерская чехарда». Оно выражалось в том, что министры, назначаемые императором, сменялись один за другим и зачастую не успевали даже толком войти в курс дела.
Вторая картинка изображает явление, известное как «распутинщина» по фамилии Григория Распутина – загадочной фигуры мужика, лечившего от гематофилии наследника престола царевича Алексея и в целом имевшего тесные связи с царской семьёй (особенно внимала ему императрица Александра). Порой советы Григория имели больший вес, чем мнения высокопоставленных лиц, например, вышеупомянутых министров, что вызывало возмущение общественности.
Третья картинка демонстрирует голод, охвативший Российскую империю (и даже её столицу) накануне революции. Много провианта уходило на содержание армии, воевавшей на фронтах Первой мировой войны, а потому поставки даже такого простого товара, как хлеб, осуществлялись в Петроград с перебоями. Голод породил лозунг «Хлеба!», ставший одним из ключевых в ходе революции 1917 года.