Москвы - центр политической и социально-экономической консолидации сил русского народа.
Объединение русских земель проходило в острой борьбе русского народа за свое государственное единство и национальную независимость, за преодоление феодальной раздробленности и внутренних противоречий среди княжеств. В этой борьбе выдвижению Москвы как центра политической и социально-экономической консолидации сил русского народа объективные и субъективные факторы.
Среди объективных факторов прежде всего следует отметить то, что московская земля явилась территорией, где было положено начало формированию великорусской народности. Географическое положение Москвы гарантировало ей известную безопасность: с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством; с востока и юго-востока от Золотой Орды — другими русскими землями, что притоку сюда жителей и постоянному возрастанию плотности населения. Пересечение торговых путей превращению Москвы в крупный узел экономических связей между русскими землями.
В постепенном превращении Москвы в центр объединения русских земель сыграл свою роль и субъективный фактор — активная политика московских князей.
http://www.bibliotekar.ru/istoriya-rossii/5.htm
Причины возвышения Москвы:
1). Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель.
2). Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли.
3). Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.
4). Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.
http://onzpi-co1.narod.ru/index/q6/q6.htm
Объединение Руси — начавшийся в XIV—XV веках процесс объединения раздробленных русских земель вокруг нескольких новых политических центров, приведший в конечном итоге к образованию централизованного Русского государства и его последующему возобладанию над внешними политическими конкурентами за земли Руси.
Одним из основных организаторов этого процесса стало Московское княжество. Объединению вокруг Москвы активная, гибкая и дальновидная политика первых московских князей, деятельность которых по собиранию русских земель осуществлялась в различных формах: наследовании, покупки у местных князей либо их подкупа, получения по ярлыку в Орде и посредством завоеваний на западе. Процесс возвышения Москвы проходил в жёсткой конкурентной борьбе с Тверью и другими княжествами Северо-Восточной Руси, а также Литвой, вокруг которой консолидировались западнорусские земли. Московские князья получили у ханов Золотой Орды право на Великое Владимирское княжение, что позволило им утвердить свою власть в Северо-Восточной Руси. Большое значение имело перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву, превратившуюся в духовный центр возрождавшегося Русского государства. Важное значение для утверждения Москвы как общерусского центра имела победа московского князя Дмитрия Донского на Куликовом поле (1380).
Значимыми этапами «собирания» русских земель вокруг Москвы стали присоединения Ярославского, Ростовского, Тверского княжеств, Новгородской земли, Пскова, Рязани а также некоторой части западнорусских земель, входивших в состав Великого княжества Литовского при Иване III и Василии III. Одновременно с этим происходила ликвидация последних удельных княжеств.
Горница — верхние жилые покои традиционного русского дома, его женская половина, средоточие семейной жизни.
Положение женщины в обществе заметно различалось в зависимости от ее социального происхождения. В эксплуатируемых сословиях мужья имели право отдавать жен в услужение или записывать вместе с собой в холопство.
Жизнь посадской женщины была более ограничена традиционными правилами, чем крестьянки. Стрельчихи и солдатки, часто годами остававшиеся без мужей и отцов, были относительно самостоятельны, тогда как жены и особенно дочери феодалов жили в своих дворах на положении затворниц, в гости отправлялись в закрытых возках и даже на больших придворных празднествах общались исключительно в своем, женском кругу.
Несколько большую свободу получали «матерые» (имевшие сыновей) вдовы. В XVII веке ряд законов укреплял имущественные права вдовы, в том числе давал льготы соискателю ее руки, гарантируя переход «вдовина поместья» новому мужу (а не родственникам). Законными признавались первый, второй и третий браки. При их заключении составлялись письменные договоры (рядные) и оформлялись свадебные записи.
Зависимое положение женщины заставляло высоко ценить ее честь. Смертью карались внебрачная связь женщины, насилие над ней. Если бесчестье сына каралось штрафом в половину штрафа отцовского, то оскорбление жены — вдвое, а дочери — вчетверо больше.
Впрочем, как писал о дворянстве современник, «дочерей они своих девиц к гостям не выводят и не показывают никому, а живут те дочери в особых дальних покоях»; у жен же в покоях «мужеского полу… не бывает никого», так что наряжались девы и жены главным образом в церковь.
Сватовство совершалось заочно, но после договоренности о приданом невесту смотрела мать или сестра жениха. Этой-то «смотрелыцице» изображенную на картине невесту и представляли в наилучшем убранстве за родственным столом;
«и та смотрелыцица с невестой переговаривает о всяких делах, изведывая ее разум и речь, и высматривает в лицо, и в очи, и в приметы… Если смотрелыцице невеста не полюбится, то она скажет жениху… что невеста глупа, или на лицо дурна, или в очи не добра, или хрома, или безъязычна, и жених от той невесты отстанет».
Если невеста нравилась (а для этого могли увечную подменить служилой девкой или вдовой, «красотою и речью исполненной и во всем здоровой», или низкорослую поставить на стул, чтобы «виделась доброродна» и т. п.), оформляли запись о сроке свадьбы и залогах.
Но жених, узнавший, что невеста «в девстве своем нечиста, или глуха, или нема, или увечна», мог отказаться от свадьбы, также и родители невесты могли отказать пьянице, игроку или уроду. Как обычно, несмотря на изобилие строгих правил, молодежь знала бы их обходить.
Внимание к разумности невесты духовному развитию женщин. В семьях дворян, дьяков и подьячих, придворных певчих, купцов к концу XVII века мы видим много грамотных
женщин, читающих серьезные книги, пользующихся библиотеками, заказывающих стихи поэтам и произносящих речи, лично обучающих детей разным наукам, видим учебники, адресованные равно «хотящим учиться отрокам и отроковицам, мужьям и женам».
Прощание славянки
Объяснение: