Во время монгольской агрессии на русские земли с востока осуществляется агрессия шведов и крестоносцев на северо-запад Руси с запада.
В 1240 г. шведский флот с войском на борту поднимается по Неве до впадения в нее реки Ижоры; рыцарская конница высаживается на берег. Шведы хотели захватить город Старая Ладога, а затем и Новгород. Ополчение новгородчан во главе с 20-летним князем Александром Ярославичем (Невским) подошло к лагерю шведов и внезапно нанесло удар по врагу. Шведы были разбиты. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток и сохранила за Русью выход к Балтийскому побережью.
Летом 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили г. Изборск, вскоре ими был взят Псков. Отдельные отряды крестоносцев оказались уже в 30 км. от стен Новгорода. Дружина Новгорода во главе с Александром Невским внезапным ударом освобождает Псков и Изборск. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, Александр Невский перекрывает путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. 5 апреля 1242 г. состоялась битва, получившая название "Ледовое побоище". Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, лишив противника свободы маневра. Учитывая построение рыцарей "свиньей" (в виде трапеции), Александр расположил свои полки в виде треугольника, острием, упиравшимся в берег. Рыцарский клин пробил центр русской позиции к уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую свинью. Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Значение этой победы русских состояло в том, что была ослаблена военная мощь Ливонского ордена.
Объяснение:
Объяснение:
Литовцы достаточно поздно появляются на авансцене европейской истории, их политичсская и экономичсская жизнь, о которой нам сообщают источники начиная со второй половины XII в. , дышит глубокой архаикой. Распадаясь на множество разрозненных племен, литовцы уже тогда состояли из двух этнографических групп – аукштайте (верхняя Литва) жемайте (нижняя или «Жмудь» русских источников) . Они занимались земледелием, скотоводством и всякого рода промыслами: охотой, рыболовством, добычей меда диких пчел. Литовцы были хорошими воинами, а под влиянием немецкой агрессии весь быт их перестраивается на военный лад. Прекрасно зная свои леса и болота, литовцы хитростью заманивали рыцарей в чащобу, наносили неожиданные удары по немецким замкам.
О многих славных победах литовцев повествуют немецкие хронисты, которых трудно заподозрить в симпатиях к противнику. Однако справиться с таким сильным врагом, как рыцари, литовцы не могли: не хватало ни людских, ни материальных ресурсов. В этих условиях начинается экспансия литовцев на юг и юго-восток, начинается литовское «завоевание» . Рас собственно, не литовский этнос, а власть литовских князей, причем процесс проникновения в русскую среду этой власти был постепенным, капиллярным.
Литовские князья утверждаются на столах в некоторых русских городах. Явление это напоминает появление на Руси несколькими столетиями раньше Рюриковичей. Натиск на Русь становится интенсивнее после тою, как литовскому князю Миндовгу удается уничтожить своих противников и добиться некоторой централизации. Происходит это в 40-50-х годах XIII в. Централизация была относительной, «союз союзов» литовских племен был рыхлым, и «самодержетво» Миндовга (по определению русского летописца) – не более чем цветастый риторический оборот.
Однако именно в это время начинает складываться ядро Литовско-Русского государства, или как оно чаще называется в исторической литературе: «Великое княжество Литовское в узком смысле этого слова» . Территориальный рост продолжался и при преемниках Миндовга, особенно при князе Гедимине (1316-1341 гг.) . В состав центра будущего государства входят земли верхней Литвы – аукштайте и «приросшие» к ним земли Черной Руси, – т. е. Понеманья, а также некоторые части Полоцкой и Турово-Пинской земель. Тут необходимо обратить внимание на одно очень интересное явление. Уровень политического развития литовских «завоевателей» был ниже, чем восточнославянского населения. В то же время литовские князья нуждались в тех материальных и людских ресурсах, которыми обладали русские земли.
Такого рода обстоятельства обусловили русификацию верхушки литовцев. Литовские князья принимают крещение в православие, усваивают русский язык, культуру. Одно время даже столица формирующегося государства находилась на русской территории – в Новгородке Литовском. Позже она была перенесена в Вильно, но характер отношений между этносами в формирующемся государстве остался тем же. Дело, начатое первыми великими литовскими князьями, было продолжено князьями Ольгердом и Кейстутом. Они договорились между собой, разделив функции: Кейстут занимался обороной Литвы от рыцарей, а Ольгерд осуществлял захваты русских земель.
В состав Великого княжества Литовского вошли такие древнерусские земли, как Полоцкая, Смоленская (уже при Витовте в начале XV в.) , Киевская, Чернигово-Северская, Волынская, самая южная – Подолье. Долго шла борьба за Галичину, которая в конце концов оказалась в руках Польши. Древнерусские земли входили в состав Великого княжества на правах автономии. Дело в том, что великие князья литовские придерживались принципа «мы старины не рухаем, а новин не вводим» , довольствовались сбором дани с присоединенных земель и привлечением к участию в общеземском ополчении местных вооруженных сил.
Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных: грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Формировалось федеративное государство, пусть со своеобразной, средневековой, но федерацией.