пророк Шиса( Алейхи Салям)
Казацкая рада в Переяслове, состоявшаяся в январе 1654 г., положила начало оформлению московско-украинских отношений, ибо никаких письменных соглашений в Переяславе заключено не было. Всё должны были решить переговоры. Причём каждая из сторон видела союз двух государств по-своему. Украинское правительство, заключая союз с Московией, последовательно выступало за равные права его участников. В Москве же уже тогда стремились превратить Украину в свою собственность и смотрели на украинцев вместе с гетманом как на подданных его царского величества. Тем не менее в момент переговоров на это из тактических соображений упора не делали. Наоборот, представители московского правительства щедро сыпали посулы не нарушать “прав и вольностей” Украины.
Как установил современный исследователь истории Национально-освободительной войны Юрий Мыцик, особенностью украинско-московского договора было то, что он представлял собой группу документов от каждого из
сословий — словно бы отдельные соглашения от духовенства, мещанства, казаков.
Казацкое соглашение состояло из 23 статей от имени гетмана и Войска Запорожского. Основная идея этих статей — установление таких межгосу-дарственних отношений, по которым Украина будет сохранять как внутреннюю, так и внешнюю самостоятельность. Именно с этими статьями украинское посольство, возглавленное генеральным судьёй Самойлом Богданови-чем-Зарудным и переяславским полковником Павлом Тетерей, прибыло в Москву. Проект документа украинские посланцы предоставили московскому правительству 14 марта 1654 г.
В результате недельных переговоров проект несколько изменили, согласовали 17 статей, а по 6 очень важным согласование отложили на более поздний срок.
Согласно Мартовским статьям гетмана и старшину казаки должны были избирать на раде. Украинские администрация и суд оставались самостоятельными и не подчинялись Москве. Собирание налогов возлагалось на украинскую скарбницу (казну). Численность казацкого войска устанавливалась в 60 тыс.
Свой проект соглашения подготовило и мещанство. Украинские мещане вознамеривались сохранить все свои права и вольности, данные им ещё
литовскими князьями и польскими королями, прежде всего городское самоуправление.
Продолжительные переговоры православного духовенства окончились безрезультатно.Украинская православная церковь не соглашалась на зависимость от патриарха московского, к которой стремились московское правительство и Российская православная церковь.
Следовательно, лишь мещане в общем достигли взаимопонимания с московским правительством, казачество вместе с украинской православной шляхтой —лишь частично, а православное духовенство отвергло незаконные требования Москвы.
В соответствии с соглашениями, заключёнными во время украинско-московских переговоров 1654 г., устанавливались межгосударственные отношения, не ограничивавшие независимости Украины. Условия украинско-московского договора 1654 г. свидетельствуют об объединении Украины и Московии в своеобразную конфедерацию. Договор между двумя государствами в основном был равноправным и (при условии соблюдения/взаимовыгодным. Вместе с тем он был незаконченным, несовершенным, действовал недолго (несколько лет) и поэтому очень быстро утратил силу.
Несмотря на несовершенство и недолговечность, украинско-московский договор 1654 г. на протяжении 17—18 вв. рассматривался украинцами как убедительнейшее доказательство суверенности Украины. Он позволял сохранить самостоятельность недавно созданного Украинского гетманского государства, украинское правительство получало возможность довести до победного конца воину против Речи Посполитой, а следовательно, — завершить воссоединение всех украинских земель под своей властью. В международных отношениях договор удостоверял право на отделение Украины от Польши.
Россия до Петра
В двух словах: Россия XVII века — огромное развивающееся государство. Многое в ее устройстве архаично, и по темпам экономического и технологического развития она уступает западноевропейским державам. Вместе с тем именно в XVII веке Россия впервые выходит на европейскую политическую арену. В конце века она вступает в первый союз — антитурецкую Священную лигу.
К концу XVII века Россия была одной из самых больших стран в мире. Хотя империя официально будет провозглашена только в 1721 году, процесс ее формирования начался еще в XVI столетии. Россия XVII века — огромное многонациональное государство, с различным статусом территорий и различным статусом разных групп населения . В то же время у этой огромной страны была очень низкая плотность населения: в начале XVIII века в ней жило около 17 миллионов человек — это примерно столько же, сколько сегодня живет в Москве. Отсюда многочисленные проблемы, связанные с управлением этой территорией. К тому же и законодательство, и система административного управления носили архаичный характер. Государство развивалось, но по темпам технологического и экономического развития значительно уступало ведущим западноевропейским державам.
Карта России из атласа Виллема Блау. 1645 годGetty Images
К концу XVII века изменилось и геополитическое положение России. Присоединив в 1654 году Левобережную Украину, она стала граничить с Османской империей (Турцией), одним из сильнейших государств этого времени. Вскоре стало понятно, что столкновение между странами неизбежно. Это привело к радикальному повороту русской внешней политики. Россия впервые в своей истории вступила в международный союз — антитурецкую коалицию европейских держав, так называемую Священную лигу.
Царь Алексей Михайлович. 1670-е годыPtuj Ormož Regional Museum / Wikimedia Commons
Это очень важный и резкий поворот в мышлении. До этого внешняя политика основывалась на представлении о том, что Русь — это место, где сохраняется единственно истинная православная вера. Ее окружают либо проклятые латиняне (католики), либо мусульмане, и ее нужно защищать. Полностью закрыться от этого враждебного внешнего мира невозможно, но контакты с ним надо сводить к минимуму. Это психология осажденной крепости. А в конце XVII века происходит кардинальное изменение: Россия становится союзницей Священной Римской империи, Венецианской республики и Речи Посполитой и через противостояние с Турцией входит в Европу.
Долгий путь к престолу
В двух словах: У царя Алексея Михайловича было три сына от двух жен: Марии Милославской и Натальи Нарышкиной. После того как умерли и Алексей Михайлович, и его старший сын Федор, между Нарышкиными и Милославскими развязалась борьба за власть. В результате царями были объявлены сразу два брата: Иоанн (сын Милославской) и Петр (сын Нарышкиной). Регентом стала их сестра Софья. Через семь лет ее фактического правления случился переворот: реальная власть перешла к Петру и семье Нарышкиных.
В 1676 году, когда Петру было четыре года, его отец, царь Алексей Михайлович, умер. Трон унаследовал пятнадцатилетний Федор, старший сын Алексея Михайловича от первого брака. Важно понимать, что в конце XVII века никакого установленного законом порядка престолонаследия не существовало, но традиционно власть передавалась от отца к старшему сыну.
Погрудный портрет царя Федора Алексеевича с державой и скипетром. 1676 годГосударственный Эрмитаж
Федор был довольно образованным человеком. Принято считать, что он осознавал проблемы, с которыми столкнулась Россия в конце XVII века, и собирался проводить какие-то реформы. В частности, в 1682 году по его распоряжению было ликвидировано местничество — архаичная и неэффективная система, при которой на государственные должности назначались бояре в зависимости от знатности их рода. Но о дальнейших преобразовательских планах Федора мы можем только догадываться: царь был совсем слаб здоровьем и в 1682 году, на двадцатом году жизни, умер бездетным. С этого момента началась борьба за власть между двумя знатными родами — Милославскими и Нарышкиными.
После смерти Адама, Аллах избрал Шиса своим пророком.