1. На какие сословия делилось средневековое общество? Подробно опишите характер взаимоотношений между разными сословиями.
Сословия – большие группы людей, наделенные определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Основные сословия средневековья Европы: духовенство, рыцари, крестьяне.
Духовенство – служители церкви, к молящимся относились христианские священники и монахи. Их обязанности заключались, в том, чтобы молиться о человеческих душ и людям искупить свои грехи.
Рыцарство – это король, феодалы, которые должны были наказывать тех, кто не следует, христианскому учению или не принимает христианской веры, а также защищать духовенство и крестьян.
Крестьяне – работающие, а в последствии и горожане. Они были обязаны кормить и молящихся, воюющих.
Занятие военным делом стало профессией, и чтобы вознаградить конника за службу, а также возместить расходы на покупку коня и военные снаряжения, короли были вынуждены давать воинам поместья. В последствии, поместье, которые давалось за военную службу стало передаваться по наследству и называться феод, а его владелец феодалом. Феод передавался только при условии несения военной службы, поэтому он считался условной собственностью, а слово феод произошло от понятия феодализм. Основное условие сосуществования феодальной системы подразумевало деление на сеньоров и вассалов. И сеньоры могли передавать эти земли своим вассалам по феодальной лестнице. Феодальная лестница делилась на сеньоров и вассалов. Она состояла из: короля, герцогов, баронов, маркизов и рыцарей. Знатные рыцари герцоги и графы были военными слугами короля т.е. вассалами. Они получали от своего сеньора большие территории и часть из них герцоги давали баронам, а бароны могли дать долю своей земли рыцарям.
На самой верхней ступеньке находится король. Он не подчинялся никому и считался вассалом самого бога. На ступеньке ниже, располагались графы и герцоги. Это были вассалы короля и синьоры для баронов и маркизов. Они занимали третью ступеньку феодальной лестницы. На самой нижней ступени стояли вассалы баронов – рыцари. У них уже не было своих вассалов, в их подчинении находились оруженосцы. Это феодальная лестница имела и военное, и политическое значение. Потому что в случае войны по приказу короля графы и герцоги созывали баронов и рыцарей и отправляясь в поход. Единого командования такой армии не было и каждый отряд служил только своему герцогу или графу. Кроме военных дел вассалы короля своему сеньору.
Феодализм – общественный строй, при котором земля принадлежит феодалу, а обрабатывают её зависимые крестьяне.
У зависимых от феодала крестьян есть повинности – это принудительные обязанности
крестьян за пользование землёй феодала. Было 2 группы повинностей — это оброк и барщина. Оброк — это отдача части продуктов и изделий из крестьянского хозяйства феодалу:
• Сдавать хлеб.
• Нести поросят.
• Выпекать лепёшки к празднику.
• Сдавать ячмень и пшеницу.
Барщина: все работы крестьян в пользу феодала на его территории:
• Косить луга и убирать сено.
• Чистить мельничные канавы.
• Выгребать навоз.
• Пахать поля, сеять и убирать хлеб.
Крестьяне еще и выплачивали церковную десятину – налог крестьян в пользу церкви в размере 1/10 части дохода.
Зависимость земледельцев была разной. Одни работали на феодалов несколько дней в году, а другие трудились несколько дней в неделю. Тяжелее всего было тем, кто не имел своей земли, работали на земле феодала и без согласия хозяина не могли покидать поместья, жениться или наследовать имущество. Но у них тоже было свое жилище, орудия труда и участок земли. Начиная с XIV века барщина и оброк заменялись выплатой денег, и крестьяне могли получить свободу, заплатив за себя выкуп. Оброк и барщина определялись договором, если он нарушался крестьяне могли протестовать.
Считалось, что людей на сословья поделил сам бог, и существование каждого из них необходимо для нормальной жизни всего средневекового общества. Иногда мыслители сравнивали это общество с человеческим телом, где крестьяне — это ноги, прочно стоящие на земле, воины, феодалы - руки, прочно держащие меч, а священники и монахи, грудь - хранилище души. А король мудрая голова управляющая всем телом.
Какие крупнейшие военные столкновения Средневековья Вы можете назвать?
Крестовые походы (1096 – 1291).
Столетняя война (1415 – 1558).
Реконкиста – (718 - 1492).
Плюсы:
1. Реформы Шихуанди укрепили Китай и позволили остановить набеги кочевников.
2.В единой стране проще развивать культуру, искусство и наука развиваются быстрее и эффективнее;
3.Централизация государства приводит к улучшению путей сообщения, это улучшает торговлю и укрепляет экономику;
Минусы:
1. Истребление политической элиты китайских царств, несогласных с политикой Цинь Шихуанди.
2.Падение общественного статуса крестьян, зарождение слоя "подлого народа";
3.Кровопролитие, вызванное подавлением мятежей в китайских царствах;
Цинь Шихуан правил царством Цинь, которое начало усиливаться благодаря советам легиста Шан Яна - главного оппонента Конфуция. Легизм развивался, цинтские правители его внедряли, и Цинь объединило Китай и создало китайскую нацию. У Цинь Шихуана были советники легисты Хань Фэй и Ли Сы. А конфуцианцев он казнил и книги их уничтожил.
Правління імператора Юстініана (527—565). Внутрішня політика Юстініана була направлена до посилення централізації держави і зміцнення економіки імперії, на активізацію торгівлі і пошуки нових торгових шляхів. Великим успіхом візантійців було розкриття секрету виробництва шовку, таємниці якого століттями оберігалися в Китаї. У своїй аграрній політиці Юстініан протегував зростанню крупного церковного землеволодіння і в той же час підтримував середні шари землевласників. Він політику обмеження влади старої сенаторської аристократії.
У правління Юстініана була проведена реформа римського права, створене Зведення цивільного права. Він складався спочатку з трьох частин: Кодекс Юстініана; Дигести; Інституції. Закони, видані самим Юстініаном з 534 по 565 р., склали згодом четверту частину і одержали назву Новели ( тобто Нові закони). Закони Юстініана закріпили тенденції до фактичної ліквідації правових відмінностей між римськими громадянами і скореними народами.
У своїй зовнішній політиці на Заході Юстініан керувався перш за все ідеєю відновлення Римської імперії. Першим в 534 р. пала держава вандалів в Північній Африці. Потім послідувало завоювання королівства остготов в Італії. Висадившись влітку 535 р. в Сіцілії, Велісарій швидко захопив цей острів, переправився до Південної Італії і почав успішне просування в глиб країни. Велісарій в 536 р. оволодів Римом. Але реставраторська політика Юстініана і свавілля завойовників викликали широкий народний рух, який очолив остготській король Тотіла. Він отримав блискучі перемоги над візантійськими військами. У 546 р. він узяв Рим, незабаром відвоював у візантійців велику частину Італії, а також Сіцілію, Сардінію і корсіку. У 552 р. до Італії з величезною армією прибув наступник Велісарія полководець Нарсес.