Во-первых, этот период логичнее называть не древним, а средневековым, разумея под древней дохристианскую историю. Во-вторых, не все исследователи согласны с верхней границей этого периода, относя сюда же XVII век. Нам все же представляется, что XVII век знаменует собой настолько радикальное изменение культуры, образа жизни, мышления людей (все это отразилось в архитектуре, и в храмовой в том числе), что его нужно считать отдельной эпохой. По-хорошему следует рассматривать отдельно и XVI век, но там не происходит такого значительного перелома мировоззрения.
Как указывают историки, в отличие от комиссий Николая I, где преобладали нейтральные лица или специалисты по аграрному вопросу (в том числе Киселёв, Бибиков и др.), теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикам-крепостникам (включая министров Панина и Муравьёва, сменивших Киселёва и Бибикова, и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. Ф. Орлова), что во многом предопределило результаты реформы[2][8][9][10]. Вместе с тем, историк Л. Г. Захарова указывает, что среди них были и представители «либеральной бюрократии» (Н. А. Милютин), руководствовавшиеся нравственной идеей ликвидации крепостного права[11].