Объяснение:
Самыми знаменитыми событиями 18 века был ряд буржуазных революций в странах Западной Европы. Самая знаменитая из которых была французская революция. Так вот, эти события были самыми важными и знаменитыми в то время потому, что после их успешного завершения закончился феодальный период и начался новый капиталистический строй. Монархия была повалена и во многих странах начался новый конституционный порядок, а также парламентаризм. Это важнейшие события того времени, которые бесспорно изменили ход истории.
Мета: ознайомитися з поховальним обрядом та уявленнями про потойбічне життя в Давньому Єгипті за до сторичних джерел.
Ознайомтеся з текстами джерел. Дайте відповіді на запитання й виконайте завдання.
До поховань давні єгиптяни вкладали числення амулети та інші речі, які мали до померлому в потойбічному житті. Цей браслет із зображенням священного жука-скарабея знайшли у гробниці фараона Тутанхамона.
Давньогрецький історик Геродот про процес бальзамування тіла померлого
...Для цього поставлені особливі майстри, які за своїм обов'язком займаються ремеслом бальзамування. Коли до них приносять небіжчика, вони показують родичам на вибір три розмальовані зображення померлих... Перший б бальзамування називають найкращим і найдорожчим, другий — пересічної якості й дешевшим, третій — найдешевшим. Відтак називають їм ціну та питають, яким родичі хотіли б забальзамувати небіжчика. Якщо після цього вони сходяться в ціні, то родичі повертаються додому, а небіжчика залишають майстрам.
[Найдорожчий перший б бальзамування проводився так]: Спершу вони витягують через ніздрі залізним гачком мозок. Цим видаляють тільки частину мозку, а решту — шляхом упорскування розчинних засобів. Потім роблять розріз гострим каменем і вичищають від нутрощів усю черевну порожнину. Очищену, її промивають пальмовим вином, натирають пахощами і знову зшивають. Після цього тіло кладуть у натровий луг на 70 днів. Коли мине цей термін, тіло обмивають, обвивають його розрізаним на бинти полотном і намащують камеддю. Після цього родичі беруть тіло назад, виготовляють дерев'яний саркофаг у формі людської фігури й кладуть туди небіжчика. Тіло у труні зберігають у родинній усипальниці.
1. Поміркуйте, які верстви єгипетського суспільства могли дозволити собі перший б бальзамування, а хто мав задовольнитися третім.
2. Про яке ставлення єгиптян до потойбічного життя свідчить такий тривалий процес бальзамування?
Канопи — спеціальні посудини, до яких складали нутрощі померлого. У посудині із головою шакала зберігали шлунок, мавпи (павіана) — легені, сокола — кишечник, людини — печінку.
Єгиптяни склали своєрідний порадник, відомий як «Книга мертвих», де записано, як дух померлого може успішно досягти потойбічного життя в Царстві Озіріса. Він мав пройти довгий, сповнений випробувань шлях, щоб потрапити до зали суду «Обох правд». Там дух померлого мав відповісти на запитання 42 богів.
Мумію вкладали до саркофага. Саркофаг відображав індивідуальні риси зовнішності померлого.
Виправдувальні слова померлого на суді Озіріса (із «Книги мертвих»)
Я не завдавав зла людям. Я не мучив тварин. Я не крав худобу, призначену для жертвопринесень. Я не чинив нічого поганого у священному місці. Я не намагався вивідати того, що мало бути таємницею. Я не чинив блюзнірства. Я не завинив перед богами.
Я не допустив насильства над убогим. Я не обмовляв слугу перед його господарем. Я нікого не залишив голодним. Я нікого не примусив плакати. Я нікого не вбив. Я ні до кого не підсилав убивць.
Я нікому не завдав болю. Я не підміняв міру для зерна. Я не підміняв міру для виміру поля. Я не обдурював із терезами. Я не хитав язичок терезів. Я не відривав молоко від уст дитини. Я не затримував у зрошувальному каналі воду, що мала текти на чуже поле.
Я не гасив жертовний вогонь, коли він мав горіти. Я не забирав худобу з поля богів. Я не ставав на шляху процесії бога. [Наприкінці він чотири рази мав повторити] Я чистий!
1. На які групи можна поділити ці слова? Яких сфер життя вони стосуються?
2. Що наведений текст може сказати про мораль у Давньому Єгипті?
Объяснение:
Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в МосквеПочему смута, начатая чиновниками-меньшенством, не встретила сопротивление большинства, а наоборот была подхвачена. Дело в том, что причины к появлению Смуты появились уже давно. Борьба между князьями за волости сменилась борьбой государей московских с основанными на старине притязаниями князей служебных и дружины вообще. Особенно ужасных размеров эта борьба достигла во времена правления Ивана Грозного. Воцарилась привычка не уважать жизнь, честь ближнего. Действовало право сильного. Следствием всего этого стало то, что каждый преследовал только свои интересы, ни сколько не принимая во внимание интересов ближнего. Годунов, с которого, как считается все началось, в начале своего правления проявил себя как хороший царь, которым доволен народ. Но потом он внезапно сильно изменился. Эти изменения, выраженные в гонениях и репрессиях (в первую очередь дворян), обычно объясняются отсутствием у него царского величия и воспитания, тем, что воспитание у него было чисто боярское, что он боялся потерять трон. При этом не принимается в расчет то, что правя страной ему часто приходилось общаться с иноземными посольствами, руководя страной ему приходилось заниматься и законоуправлением, и экономикой. В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей. В это же время царь Василий Шуйский заключил политический союз со Швецией. В сражении под Клушиным объединенные русско-шведские войска противостояли полякам. Шведы бежали с поля боя, чем обрекли российские войска на поражение. Начинается борьба русского народа против засилья интервентов. Зимой 1611-12гг. возникает первое народное ополчение. В марте 1612г. в Москве против поляков вспыхивает восстание. На улицах шло сражение, но первое ополчение не смогло выполнить поставленной задачи. Интервентам удалось добиться больших успехов. Новгородские бояре пустили шведов с согласия, что Новгород и вся земля до Урала входят в состав Швеции. Был предательски сдан Смоленск. В Нижнем Новгороде начинает формироваться второе ополчение во главе которого встают Минин и князь Пожарский. Цель у них была одна — освобождение Москвы и создание своего правительства. В августе 1612г. происходит сражение с поляками в Москве. В октябре поляки капитулируют, и Москва была освобождена. Итогами Смутного времени стала потеря северных земель, разрушение городов, истребление почти половины российского населения, запущение земель. Но Россия вышла новой, обновленной после Смутного времени. В России произошла поляризация сил. Угроза иностранного завоевания России сплотила все патриотические силы в стране.
Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.
В итоге страна оказалась на грани катастрофы, грозила потеря национальной независимости.