Казаки - свободные люди, происходившие от турок и славян. В XVI в. они стали отдельным сословием. Их отличали две особенности: православная вера и двуязычие. Сигизмунд I Старый приказал записать казаков в специальное войско (реестр) с центром в Запорожской Сечи для защиты страны. Из-за нехватки денег в государственной казне реестр постоянно распадался. Стефан Баторий в 1582 г. освободил казаков от налогов, подчинил их только королевской власти, позволил иметь собственный суд. С 1628 г. казаки стали избирать в Запорожской Сечи своего гетмана. В конце жизни король Владислав IV Ваза задумал план большой войны с Турцией. Важная роль в ней отводилась украинским казакам. Король обещал им дать отдельную территорию для казацкого государства и увеличить реестр до 20 тыс. человек. Против планов монарха выступили магнаты и зажиточная шляхта. На сейме 1646 г. шляхетские послы обвинили Владислава IV в намерении установить абсолютную монархию и стали угрожать ему рокошем. Король вынужден был отказаться от своих планов. Однако украинские казаки продолжали готовиться к войне, направленной уже не против Турции и Крымского ханства, а против польской шляхты, католического духовенства и евреев. В этом казаков поддержали широкие слои украинского населения, прежде всего крестьяне и мещане. Они были недовольны рас польского землевладения, увеличением феодальных повинностей, насаждением католичества. Уже в первой половине XVII в. Украину потрясли народные восстания. Они переросли в национально-освободительную казацко-крестьянскую войну под руководством Богдана Хмельницкого. Современные украинские историки называют эти события "освободительной войной украинского народа против польского господства ".
Василий Баженов
Василий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.
Василий Баженов родился в семье церковного дьякона 12 марта 1737 года (по другим данным — 1738-го). У мальчика уже в раннем детстве обнаружились художественные он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы.
В 16 лет Баженов попал на строительство дворца Анненгоф, который восстанавливали после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский, он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу — первую в России. По его рекомендации уже в апреле 1755 года Баженов был зачислен в гимназию при Московском университете. Здесь в специальном художественном классе молодых людей готовили для будущей Академии художеств.
Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, и его заметил известный меценат Иван Шувалов. По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой как раз стал Шувалов.
В 23 года Василию Баженову дворянский титул — он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи.
После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору членство в Академии Святого Луки. В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV — а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.
За время его отсутствия на родине многое изменилось и на престол взошла Екатерина II. Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.
В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля, Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма: его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.
В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца.
Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.
Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах — и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей.
Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.
Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Екатерина то рассказывала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила — и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.
Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова — знаменитого Дома Пашкова в Москве. Сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.