ответ:Это одно из крупных государственных объединений на территории Казахстана. На западе границы усуньских владений проходили по pp.Чу и Талас, возможно, вплоть до восточных склонов Каратау. Центром усуньских владений были — Илийская и Чуйская долины, котловина Иссык-Куля.
Содержание самого термина усунь до сего времени не выяснено. Он известен только в китайском иероглифическом написании, современное звучание которого идентично одному из казахских этнонимов — уйсын, самоназвание племени, являющемуся этническим компонентом казахов Старшего жуза (Улу-жуза). Многие исследователи склонны видеть в этой транскрипции известный по среднеазиатской истории этноним асиан. Однако новейшие исследования допускают другое толкование: термин асиан мог быть одним из диалектных вариантов этнонима ятии, а его традиционной древнекитайской формой транскрипции были иероглифы, звучащие в современном китайском языке как юечжи.
Существует еще один вариант интерпретации транскрипции термина усунь. Предполагают, что в древнекитайском языке два иероглифа, звучащие ныне у-сунь, произносились а-сман — «небо».
Усуни были разделены на три части: левое крыло, центр, правое крыло (по десять тысяч воинов в каждом из них).
Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности. Памятники усуньской культуры распространены на территории Семиречья, Ферганы (частично) и, по-видимому, северной части Восточного Туркестана. Имея во II в. до н. э. население в 630 тысяч человек, усуни могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников. Дружина предводителя усуней куньби (гуньмо) и двух наследников престола состояла из 30 тысяч конницы, у каждого по 10 тысяч. Еще до 73 г. до н. э. территория усуней была разделена на три части: левая (восточная), правая (западная) и центральная, принадлежащая самому куньби, но все они находились под «верховною зависимостью от него». Его резиденция находилась в городе Чигу, отстоящем от Чанани (Китай) в 8900 ли.
Рис. 4.3. Бляхи с изображением всадника. Золото. Курган Тенлик. III-II вв. до н. э. Жетысу
Рис. 4.3. Бляхи с изображением всадника. Золото. Курган Тенлик. III-II вв. до н. э. Жетысу
История усуней полна междоусобной борьбы, между сторонниками прохуннской и проханьской (китайской) политики. Так, где-то в конце 60-х гг. Уцзюту — сын умершего куньби Унгуйми от хуннской царевны — убил царствующего куньби Ними (Куанван) и узурпировал власть, объявив себя куньби при поддержке народа. В 14 г. до н. э. великий куньби Цылими был убит по заданию малого гуньмо Мочжэнньцзяна. Источники прямо указывают, что Мочжэнньцзян убил его, «опасаясь быть покоренным» Цылими. Время правления Цылими — между 45-14 годами, видимо, было временем расцвета государства Усунь, так как он «твердо держал власть» и в его владениях «настала глубокая тишина и мир».
Есть основания предполагать, что под властью или под влиянием усуней находился ряд владений или племен. Например, в «Цянь-ханьшу» указывается, что усунь «подчинил себе многие другие владения», в «Давань-чжуань» — «напал на соседние малые владения», а Янь Шигу уточняет: «Как только подчинит, то превращает в вассалов». Вероятно, такими племенами и владениями были хюсюнь, гуаньду (цзюаньду), юйту, или уш. Все они по обычаям и одежде племена, близкие усуням.
Усуни устанавливали союзнические отношения с другими государствами посредством заключения брачных союзов. Так, в 69 г. до н. э. Вэн-Гуйми выдал свою дочь Диши за повелителя Кучи Гяньбиня. Ханьская империя и хунну, заинтересованные в союзе с усунями, выдавали замуж ханьских и хуннских принцесс за усуньских куньби.
Некоторые владетели сопредельных территорий при нападении противника искали защиты у усуней.
В династийных хрониках эпохи Хань изложение фактов из политической истории усуней доведено примерно до III в. до н. э. Отрывочные сведения имеются и в некоторых письменных источниках поздних периодов Срединной империи. В «Бэйшу» (История династии Юаньвэй) есть сообщение о том, что в 437 г. н. э. усуни отправили к ханьскому двору послов. Многие исследователи считают, что усуни были тюркоязычным народом.
Археологический материал, особенно полученный с территории Семиречья, свидетельствует, что в предтюркское время усуни продолжали жить на обширной территории. Более того, по этим же данным, культура древних усуней продолжала развиваться на прежних землях обитания, хотя они и были поставлены под контроль тюркских каганатов. Даже в X в. н. э. на страницах источников вновь появляется имя усунь.
Так что есть основание говорить о генетической преемственной связи древних усуней с уйсунами, вошедшими в состав казахского народа.
Объяснение:
Дуже довго ця цивілізація залишалася практично невідомою науці. Основним джерелом знань була Біблія, де є розповіді про будівництво Вавілонської вежі, про правителя Навуходоносора і полонення євреїв, про халдеїв – мешканців Вавилона, про столицю Ассірії – Ніневію – "велику блудницю", про чаші гніву, яку сім ангелів вилили на приєвфратські землі. Опис цих місць зустрічається і у давньогрецького історика Геродота. Він захоплювався стінами Вавилона – такої ширини, що на них могли роз'їхатися дві бойові колісниці, прирахував до чудес світу "висячі сади Семіраміди". Такі свідчення довго викликали сумніви, тому що було незрозуміло, куди могла зникнути велика цивілізація. У XIX ст. відбулися грандіозні археологічні відкриття в долинах Тигру і Євфрату. Були розкопані головні міста Месопотамії, розшифрована писемність, що дозволило досить детально реконструювати минуле Дворіччя.