Вчера мы с вами обсуждали пост про Гладиаторов Древноего Рима. Собирал материал и постоянно вспоминал фильм »Спартак: кровь и песок». Начав искать информацию о реальном СПАРТАКЕ удивился тому, что фильм снят очень близко к официальной версии и историческим фактам. Иллюстрировать пост буду частично кадрами из фильма, т.к. каждый его кадр можно вешать на стену в качестве картины. Итак, что мы знаем …
В 74 году до н. э. в итальянском городе Капуя произошло событие, которому предстояло не только оказать существенное влияние на жизнь Римского государства в последующие несколько лет, но и века спустя обрести совершенно новую значимость уже вне своего исторического контекста. Восстание Спартака давно утратило исключительную принадлежность к истории, как и его вождь, чье имя превратилось в сознании людей в символ освободительной борьбы. Историческое существование Спартака представляет собой парадокс сродни загадочным картинкам, на которые надо смотреть очень пристально, чтобы разглядеть в пестром нагромождении геометрических фигур и мельчайших повторяющихся картинок объемные изображения.
Образ Спартака, который мы имеем перед глазами сегодня, во многом плод усилий не историков, а литераторов, среди которых в первую очередь следует назвать Рафаэлло Джованьоли. Но стоит отрешиться от героического блеска, каким окружил Спартака писатель-гарибальдиец, взглянуть на вождя восставших рабов пристальнее, рано или поздно достигнешь того же эффекта загадочной картинки. Окажется, что ты либо ничего не видишь, либо видишь нечто, совершенно отличное от первоначального впечатления.
Цензурный устав 1826 г., поставивший под жесточайший контроль государства печать с целью прекратить распространение либеральных и революционных идей.
Чугунный устав
Новым Цензурным уставом Россия обязана декабристам, которые своим выступлением спровоцировали ужесточение политического режима. Уже в 1826 году был утвержден разработанный А. С. Шишковым устав, который современники окрестили "чугунным". Если в документе были изложены лишь общие принципы, которыми руководствовались цензоры, то новый включал 230 статей, расписывающих все, что только можно расписать. В частности, в уставе говорилось, что если текст имеет "двоякий смысл", один из которых "противен цензурным правилам", то текст этот подлежит запрещению. Раньше в подобных случаях вопрос решался в выгодном для автора ключе. По этому поводу один из цензоров заметил, что эдак можно и "Отче наш" запретить. В число цензорских обязанностей теперь входило и наблюдение за чистотой русского языка: увлечение иноязычной лексикой не приветствовалось. Для эффективности такой работы пришлось увеличить количество цензоров, а заодно и поднять им зарплату. Если раньше Главный цензурный комитет в Петербурге имел трех цензоров, которые получали по 1200 рублей в год, то теперь их было шестеро, а оклады выросли более чем в три раза ‑ до 4000 рублей.