Под воздействием кризиса полиса в IV в. до н. э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
На протяжении IV в. до н. э. отдельные полисы пытаются установить свое господство в Греции, но, измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны: Персия, Македония. В конце концов, в 338 г. до н. э. Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу (382-336 до н. э.).
Новым рубежом в истории Греции стал поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н. э.) - сына Филиппа II , подчинившего Грецию. В результате была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Началась эпоха эллинизма (323-27 гг. до н. э.)- эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и восточных культур созданию единой эллинистической культуры. Ее характерные черты:
· первый опыт синтеза западной и восточной культур;
· зарождение идеологии и психологии космополитизма;
· начало размывания «цивилизованного» высокомерия древних греков к варварскому миру;
· сложение «ойкумены» (обитаемого мира) как мировоззренческой категории и расширение представлений о мире, не ограничивающимся рамками замкнутого полиса;
· соединение западного рационализма (древнегреческая философия) и мистицизма Востока;
· быстрый рост городов в восточных землях;
· синтез восточной монархии и греческой полисно-демократической системы;
· активные миграционные процессы;
· появление в греческой культуре таких черт, как элитарность, чувственность, аполитичность, стремление к роскоши;
· разрушение гармоничного идеала в искусстве: появление таких черт, как гигантизм, трагизм, изображение смерти, страданий, физического несовершенства, возраста персонажей.
В связи с кризисом полиса идеология полиса как коллектива граждан утратила свое значение. Все больше развивался индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезал дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Вместо гражданского ополчения появились наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.
В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше становилась культурой интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращалась в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.
В эпоху эллинизма в значительной мере сократился характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н. э.).
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) создал элементарную геометрию, Эратостофен (ок. 320 -250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 - 125 до н. э.) установил
2. Причины раздробленности: Во – первых, растёт и усиливается феодальная аристократия на местах – в Новгородской, Ростовской, Рязанской землях. Местное боярство стремилось приблизить княжескую власть к себе, сделать её слабее, зато в большей степени зависящей от своих местных боярских интересов. Во – вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель, приводило к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, все более независимые от столицы. 1. Князь Ярослав Мудрый разделил земли между пятью сыновьями. Он сделал это так, что владения сыновей взаимно разделяли друг друга, и управлять ими самостоятельно было невозможно. Этим он стремился избежать кровавых усобиц между наследниками, обычно начинавшихся после смерти князя. Он надеялся, что его дети будут сообща защищать русские границы. Первое время сыновья правили согласно его заветам. Они создали новых свод законов – «Правда Ярославичей». В это время на южных границах Руси резко обострилась ситуация. Из глубин Азии в Причерноморские степи вторглись воинственные половецкие племена. В 1068 года, когда объединённая дружина Ярославичей в битве на реке Альте, потерпела поражение от половцев, между князьями начались непрекращающиеся усобицы. Они ещё больше усилились, когда подросли внуки и правнуки Ярослава. Старшие и младшие князья, дяди и племянники постоянно воевали друг с другом, стремясь захватить более богатое княжество. Смерть почти каждого князя приводила к кровавым распрям. Если своих сил не хватало, князья обращались за к соседям (например, к полякам). Усобицы ослабляли Русь, а соседи всё чаще совершали набеги уже без приглашения. Пока князья враждовали между собой, половцы совершали бесконечные набеги на Русь, разграбили многие города и сёла, увели в плен множество людей. В 1097 внуки и правнуки Ярослава собрались на съезд в городе Любиче. Они поклялись сообща бороться с врагом, а также договорились, что каждый из них будет править самостоятельно в земле, доставшейся ему от отца. Русская земля перестала быть совокупным владением целого рода. Владения каждой ветви этого рода – отчины, становились её собственностью. Это решение закрепило уже начавшееся разделение русской земли на отдельные княжества.
Под воздействием кризиса полиса в IV в. до н. э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
На протяжении IV в. до н. э. отдельные полисы пытаются установить свое господство в Греции, но, измученные постоянными междоусобными войнами, не обладают достаточной для этого силой. В дела Греции все больше вмешиваются другие страны: Персия, Македония. В конце концов, в 338 г. до н. э. Греция теряет политическую независимость и подчиняется македонскому царю Филиппу (382-336 до н. э.).
Новым рубежом в истории Греции стал поход на Восток Александра Македонского (356-323 до н. э.) - сына Филиппа II , подчинившего Грецию. В результате была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Началась эпоха эллинизма (323-27 гг. до н. э.)- эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и восточных культур созданию единой эллинистической культуры. Ее характерные черты:
· первый опыт синтеза западной и восточной культур;
· зарождение идеологии и психологии космополитизма;
· начало размывания «цивилизованного» высокомерия древних греков к варварскому миру;
· сложение «ойкумены» (обитаемого мира) как мировоззренческой категории и расширение представлений о мире, не ограничивающимся рамками замкнутого полиса;
· соединение западного рационализма (древнегреческая философия) и мистицизма Востока;
· быстрый рост городов в восточных землях;
· синтез восточной монархии и греческой полисно-демократической системы;
· активные миграционные процессы;
· появление в греческой культуре таких черт, как элитарность, чувственность, аполитичность, стремление к роскоши;
· разрушение гармоничного идеала в искусстве: появление таких черт, как гигантизм, трагизм, изображение смерти, страданий, физического несовершенства, возраста персонажей.
В связи с кризисом полиса идеология полиса как коллектива граждан утратила свое значение. Все больше развивался индивидуализм, стремление прежде всего к личному благополучию, а не к общественному благу, постепенно исчезал дух патриотизма, сыгравший в свое время большую роль в победе над персами. Вместо гражданского ополчения появились наемные войска, готовые служить любому, кто больше заплатит.
В то же время культура из общего достояния гражданского коллектива все больше становилась культурой интеллектуальной элиты, основная масса людей постепенно превращалась в обывателей, занятых лишь собственными проблемами.
В эпоху эллинизма в значительной мере сократился характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287-212 до н. э.).
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) создал элементарную геометрию, Эратостофен (ок. 320 -250 до н. э.) достаточно точно определил длину земного меридиана и таким образом установил истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н. э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (190 - 125 до н. э.) установил