По мере разветвления правящей династии в раннефеодальных государствах, расширения их территории и административного аппарата, представители которого осуществляют власть монарха над местным населением, собирая дань и войско, увеличивается количество претендентов на центральную власть, периферийные военные ресурсыувеличиваются, а контрольные возможности центра ослабевают. Верховная власть становится номинальной, и монарх начинает избираться крупными феодалами из своей среды, при этом ресурсы избранного монарха, как правило, ограничиваются ресурсами его исходного княжества, и он не может передавать верховную власть по наследству. В этой ситуации работает правило «вассал моего вассала — не мой вассал».
Первыми исключениями становятся Англия на северо-западе Европы (Солсберийская присяга 1085 г., все феодалы являются прямыми вассалами короля) и Византия на её юго-востоке (примерно в то же время император Алексей I Комнин вынудил крестоносцев, захвативших в ходе первого крестового похода земли на Ближнем Востоке, признать вассальную зависимость от империи, тем самым включив эти земли в состав империи и сохранив её единство). В этих случаях все земли государства делятся на домен монарха и земли его вассалов, как и на следующем историческом этапе, когда верховная власть закрепляется за одним из князей, вновь начинает передаваться по наследству и начинается процесс централизации (этот этап часто называют вотчинной монархией).
Украинская революция (укр. Українська революція), Украинская национально-демократическая революция (Українська національно-демократична революція), Первая освободительная борьба (укр. Перші визвольні змагання) — используемое преимущественно в современной украинской историографии наименование ряда событий, происходивших в 1917—1921 гг. на территории современной Украины, которые интерпретируются в первую очередь как революционная национально-освободительная и социальная борьба украинского народа[1][2][3][4][5] за своё политическое самоопределение и учреждение государственности.
Концепция «Украинской революции» сформировалась в 1920-е гг. в украинской эмигрантской среде, была поддержана рядом западных историков и получила широкое распространение в украинской историографии после распада СССР и обретения Украиной независимости в 1991 году[1][6].
Советская историография рассматривала революцию в России как единый целостный процесс, признавая при этом наличие специфических особенностей на различных территориях бывшей Российской империи. Согласно советской историографии, характер российской революции определялся не особенностями, которые она принимала в отдельных регионах (в том числе и на Украине), а исключительно общими закономерностями[7]. Те явления и события на Украине, которые не вписывались в общепринятую социальную схему развития революционного процесса в России (согласно которой за буржуазно-демократической следовала пролетарская революция), характеризовались как контрреволюционные (с точки зрения общественного прогресса) и буржуазно-националистические (с точки зрения интернациональных задач пролетариата)[1].
Объяснение: