Из ежегодного урожая хлеба, исключая посевные запасы, половину хозяева должны были сдавать в запасный хлебный магазин, а другой половиной могли распоряжаться по собственному усмотрению. С расширением земледелия предполагалось прекратить отпуск из казны провианта сначала на семейства поселян, а затем и на самих хозяев и постояльцев; однако, эту меру удалось привести в исполнение только в южных военных поселениях, где было достаточное количество хорошей пахотной земли. В Новгородской губ. до устройства военных поселений крестьяне занимались преимущественно отхожими промыслами и торговлей. Стремясь развить земледелие, начальство военных поселений расчистило много пахотной земли из-под лесов, но эта мера не привела к цели, так как земля требовала постоянного удобрения, а у поселян было мало скота. Для обучения поселян улучшенным приемам сельского хозяйства в военных поселений Новгородской губернии водворили несколько семейств немецких колонистов, что стоило казне больших издержек и также не дало заметных результатов. В южных военных поселениях часть пахотной земли возделывалась общественным нарядом под засев пшеницы, которая продавалась и доставляла значительный доход. Большое количество лугов и пастбищ дало возможность завести в южных поселениях овцеводство и конские заводы, которые были назначены для ремонтирования всей поселенной кавалерии лошадьми; однако, вследствие злоупотреблений начальства, продававшего частным лицам лучших лошадей, конские заводы приносили казне чистый убыток и в 40-х годах были закрыты. В новгородском военном поселении был устроен небольшой завод, доставлявший верховых лошадей офицерам поселения. Капиталы военных поселений увеличивались с каждым годом; они составлялись из отпусков от казны на содержание и продовольствие поселенных войск, из сумм, выручаемых от продажи рекрутских квитанций, из сбережений от сбора на заготовление рекрутской одежды, из откупной суммы за продажу алкоголя в военных поселениях. К концу царствования Александра I капиталы военных поселений достигли 32 млн руб. На устройство военных поселений при Александре I было израсходовано до 26 млн руб. Между тем, комплектование армии недостаточно обеспечивалось военными поселениями, так как в некоторых округах число умиравших превышало число рождающихся. Новгородские и белорусские крестьяне до перехода в военные поселения бедствовали до такой степени, что всякая перемена должна была, по-видимому, улучшить их быт; но случилось иначе.
Организация сельских работ в военных поселениях была проведена плохо. Ни чиновники, ни сам Аракчеев не разбирались в сельском хозяйстве. Вся деятельность военных поселенцев жестко регламентировалась инструкциями без учёта сезонного характера работ. Работы предписывалось проводить строго по регламенту, не соотносясь ни с погодными условиями, ни с обыкновенным порядком, принятым в крестьянском хозяйстве. Для доступа к работам надо было получить пропуск. Например, чиновник просыпался в 11 утра, тогда как поселяне ждали его уже с 6 утра. Получив пропуск, поселяне отправлялись на покос, при этом, времени на работы оставалось мало. Часто по инструкции для покоса назначался участок, который по факту оказывался за 7-10 верст от поселения, в силу чего у поселян не было возможности выполнить работы должным образом. Возле Санкт-Петербурга крестьянство издавна промышляло охотой, рыболовством, мелким промыслом, кустарным производством, торговлей, так как земля была непригодна для возделывания. По учреждении военных поселений в этом регионе было предписано заниматься хлебопашеством, что привело к печальным последствиям – низкая урожайность разоряли поселенцев, нередки были случаи голода. Смертность превышала рождаемость. На севере военные поселения не выполняли свою основную задачу – поставку рекрутов для армии. Кроме того, в силу недоедания и непосильных работ военные поселяне не были эффективны в качестве солдат.
Объяснение:
Войны сторонников чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.
(1419-1435 г. г. )
Доктор Гус, отлученный от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 году был вызван на церковный собор в Констанце. Император Сигизмунд дал ему охранную грамоту. На соборе Гус был признан еретиком, а сам реформатор арестован. Гус спросил императора, как же быть с охранной грамотой. Сигизмунд ответил: «Я гарантировал тебе свободный проезд до Констанцы, но не возвращение из нее» В 1415 году Ян Гус был сожжен на костре, что вызвало возмущение среди его многочисленных приверженцев в Чехии.
В ряде битв гуситы наголову разбили войско феодалов–католиков. Император Сигизмунд I, понимая, что своими силами победить гуситов не может, организовал в 1420–1431 гг. вместе с римским папой пять крестовых походов (1420, 1421–1422, 1426, 1427, 1431) против чехов–гуситов, в которых приняли участие феодалы (со своими отрядами) из многих стран Европы, но прежде всего из Германии. Все походы крестоносцев в Чехию закончились их поражением. Когда речь шла о сопротивлении общему врагу, гуситы объединялись, но основной военной силой гуситов была армия таборитов во главе с Яном Жижкой, который применил новую тактику боя: в ограждение из возов заманивалась конница противника, которая затем истреблялась скрывавшейся в возах пехотой. Со временем военная тактика таборитов усовершенствовалась: они стали применять конницу и артиллерию, использовать топографические особенности местности. После смерти Жижки (1424) его дело продолжил Прокоп Голый. В 1426 г. гуситы перенесли военные действия за пределы Чехии. Начался новый этап – наступательный. Заграничные походы гуситов преследовали следующие цели: исключить новые интервенции, обеспечить себя всем необходимым за счет врагов, принудить их к заключению мира. Постепенно эти походы приобрели чисто грабительский характер.
В августе 1431 г. в битве у Домажлиц крестоносцы – участники 5–го крестового похода – потерпели сокрушительное поражение, эта победа гуситов ознаменовала поворот в отношениях между Чехией и католическими силами Европы. Церковный собор, собравшийся в швейцарском г. Базеле в октябре 1431 г. , согласился выслушать гуситов. Начались переговоры в Базеле (1433), продолженные затем в Праге. Делегаты собора смогли расколоть гуситов, признав требования чашников. Установлению мира мешали лишь табориты. В решающей битве у деревни Липаны (30 мая 1434 г. ) войска таборитов были разбиты, большая часть их погибла, в том числе Прокоп Голый. Битва у Липан не была национальной трагедией (как долгое время считалось в историографии) , победило умеренное крыло гуситов, которое стало решающей политической силой в стране. В 1436г. Базельский собор принял т. н. «Компактаты» – документ, по которому за чехами признавалось право на чашу и некоторые др. Права, ставшие законами страны, с которыми были обязаны считаться католическая церковь и др. государства. В результате гуситского движения чехи смогли легализовать гуситскую церковь, был создан прецедент в Европе. Чехи перестали платить Риму налоги и признавать авторитет папы. Гегемония католической церкви была впервые поколеблена, католическая церковь потеряла все свои владения, церковные земли достались дворянству, появились земельные владения и у городов. Королевская власть была ограничена сеймом, хотя права императора Сигиэмунда на чешский трон были подтверждены. У гуситского движения были и отрицательные стороны: оно раскололо чешское общество в религиозном отношении. Возник, как выражались современники, «раздвоенный народ» , и эта трещина стала весьма опасной в связи с усиливавшимся абсолютизмом Габсбургов и в конечном счете привела в нач. XVII в. к новой гражданской войне. Гуситское движение надолго оторвало Чехию и от общеевропейско