татары, как крымские, так и ногайские (кочевавшие в причерноморских и прикубанских степях), делились на племена (у крымских татар — аймаки, у ногайских — орды и колена, членившиеся на роды). во главе родов, как уже отмечалось ранее, стояли беи — высшая татарская знать, владевшая огромными и пастбищами, захваченными в крыму или им. они направляли передвижение массы татар своего улуса и фактически распоряжались всей землей, т. е. пастбищами для кочевок (юртом), что и определяло власть беев над простыми . влияние беев распространялось поэтому на весь строй татарских родов. беи расширяли свои земельные владения за счет присвоения целинных земель. являясь полноправными хозяевами в своем бейлике, они творили суд над подвластным населением, устанавливали объем продуктовой ренты, размеры барщины (и если в начале она составляла 8-ю дней в году, то впоследствии значительно возросла), вводили целый ряд и других повинностей: всеобщий налог, пошлины с купли-продажи, подать с урожая, за поголовье крупного рогатого скота, подельная или подушная подать, пошлина от продажи вина, винограда, плата за гумно, провиант и фураж, таможенная пошлина. одной из главных обязанностей бея была вооружать свое население во время военных походов.
в пределах бейлика выделялись участки земли для мурз — членов бейского рода. мурзы были ниже беев по социальному положению. беи и мурзы составляли группу привилегированной крымскотатарской знати, которая резко обосабливалась от остальных групп населения. они не имели права вступать в брак с простыми татарами, а свой доход должны были получать только с военной добычи и собственных земельных владений.
верховным землевладельцем в государстве являлся хан. ему также принадлежали леса и пустоши по течению рек альмы, качи и салгира, он владел соляными озерами и селениями возле них. население этих земель выплачивало хану десятину. хану принадлежало право наследования земли умершего вассала, если у него отсутствовали близкие родственники (такими же правами обладали беи и мурзы по отношению к своим вассалам). во владения хана входили также города солхат, кырк-ор (чуфут-кале) и столица — бахчисарай. из земельных владений хана часть, с городом ак-мечеть, выделялась калге-султану.
достаточно большое значение в социальной структуре крымского ханства, в повседневной жизни и, прежде всего, в религиозной имело мусульманское духовенство. оно также входило в состав привилегированного сословия и владело вакуфными землями, с которых получало основные доходы. вместе с тем, мусульманское духовенство имело свою долю от военной добычи, а также в его пользу взымался специальный налог со всего населения ханства. крымские власти постоянно поддерживали священнослужителей, выделяя им дополнительные средства, различные и подарки.
закрепление за собой большей части земельных владений, сбор различных пошлин и налогов приводили к имущественному расслоению. при этом основную массу населения ханства составляли скотоводы и земледельцы, получившие название «черный народ». крымское ханство не знало феодально-крепостнической зависимости «черного народа», который обладал личной свободой. крымские татары бережно сохраняли традиции родового строя, основу которого составляла патриархальная семья. мусульманское население, расселившееся, прежде всего в степной и предгорной части крыма, называлось просто «татарами», впоследствии к ним стали применять этноним «крымские татары» (впервые он зафиксирован в первой половине xvi в. у с. герберштейна и м. броневского).
вассальных князей, стоявших во главе подвластных крыму племен. несмотря на то, что рабский труд не отличался особой эффективностью, он довольно широко использовался в хозяйстве. крупнейшими центрами работорговли в крыму были каффа, гезлев, карасубазар.
как уже отмечалось, к xvi в. крымское ханство фактически охватило не только степной и предгорный крым, но и бескрайние степные просторы между низовьями днепра и дона, а также степи между доном и кубанью.
собственно в крыму обитали, так называемые, татары перекопские, а степи за пределами полуострова в те времена занимала орда ногайских татар (в восточном приазовье — так называемые ногаи), подчинявшаяся крымскому ханству
Обучение в школе составляло некоторое условие вхождение афинянина в мир культуры.
Обучение в школах.
Слово «учебное заведение» передавалось словом «дидаскалейон».
Наше слово «школа» — также греческого происхождения Слово («схолэ») в греческом языке означало покой, отдых, досуг, а также и время препровождение на досуге. Понятие школа связано с явлением философской школы. Путь человеческого разума в поисках истины. Об этом есть видео фильм «Афинская школа» 8 серий по 25 минут Гераклит. Сократ. Платон. Аристотель. Цицерон. Сенека. Марк Аврелий. Блаженный Августин.
Мы будем рассматривать философские школы отдельно.
Школа была частной, платной. Учились преимущественно дети состоятельных граждан. Учились только мальчики. Дети менее состоятельных родителей также вступали в эти школы, оставаясь в них не до полного окончания «курса».
Если рассматривать с позиции философии образования, то характер и содержание школьного образования отвечали цели подготовки гражданина, участника общественной жизни и сильного воина.
Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы войти в общество полноправных свободнорожденных эллинов.
Понимаемое так воспитание имело четыре задачи:
- овладение необходимыми навыками для введения в интеллектуальную и художественную деятельность,
- развитие культуры тела,
-приобщение к добродетели, то есть к тем нравственным ценностям, которые декларировались в обществе,
-готовность к защите отечества.
Разрешение указанных задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частные мусические и гимнастические школы.
Посещение мусической школы ориентировочно падало на возраст от семи до шестнадцати лет,
Посещение гимнастической школы –с двенадцати лет(присоединялось к мусической) до 16 лет
Гимнасий с 16 лет сюда также посещение школы гимнастической, а в дальнейшем (от шестнадцати до восемнадцати лет)—государственных гимнасиев.
Эфебия - (от восемнадцати до двадцати лет) — военной службой, соединенной с рядом образовательных моментов.
. Слово мусическая в греческой практике означало «искусство муз», то есть всю область литературы, искусства и науки, которой ведали эти богини.
Музы -9 сестер. Мусейон –храм, посвященный музам. Клио, Эвтерпа (муза лирической поэзии), Каллиопа (муза знаний и традиций), Каллиоппа была матерью Орфея. От нее сын унаследовал чувствовать музыку.В ее руках свиток и свирель. Талия (муза комедии), Эрато(милая-муза любовной поэзии), Клио-муза истории, Мельпомена-муза трагедии, Терпсихора-муза танца, Полигимния-муза торжественных песнопений в честь Богов. Урания-муза астрономии.
Обучение грамотности.
При обучении иногда прибегали к наглядным приемам. Так, например, до нашего времени уцелели отрывки из так называемой «Грамматической трагедии» Каллия. В этом своеобразном драматическом произведении действующими лицами выступали буквы, которые в условиях различных звуковых сочетаний выполняли «песнопения», знакомство с которыми открывало путь к усвоению простейших слогов.
Материалом для письма служили чаще всего навощенные деревянные дощечки. В таком случае для письма пользовались заостренной металлической палочкой («стиль»), которою и выцарапывался на воске нужный текст.
Грамматист.
Усвоение элементов грамоты открывало перед учащимися пути к знакомству с основными созданиями греческой литературы, в первую очередь, Гомера.
Овладение гекзаметром. шестистопный дактиль.
У Пушкина: Чистый лоснится пол, Стекляные чаши блистают.
Почетное место в школе вслед за Гомером занимал Гесиод, знаменитый поэт VIII—VII вв., его «Труды и дни» открывали перед читателями широкую картину земледельческой жизни, правда, в дедовских архаических формах.
В школе, правда, в меньшей степени, читались и другие авторы: в мусической школе штудировали с конца V в. великих афинских драматургов— Эсхила, Софокла, Еврипида и др. Последний автор с эпохи конца Пелопонесской войны стал одним из любимых школьных авторов.
Трудность положения учителя литературы в греческой школе заключалась в том, что он не только не мог обыкновенно ничего задать ученикам приготовить на дом «по книгам», но и дать эти «книги» им на руки в школьной обстановке.
В условиях отсутствия книгопечатания в частных, даже богатых домах, рукописная книга являлась редкостью, конечно, не доходящею до ребенка, книга же, принадлежащая школе, тоже в силу своей ценности, вероятно, редко выпускалась учителем из рук. В связи с этим учителям приходилось нередко прибегать к диктовке целых страниц своим ученикам из той или иной книги .