Особенности внутренней политики Павла I. Сын «великой императрицы» испытывал крайнюю неприязнь по отношению к матери, ее окружению и к политике, которую он считал насквозь фальшивой, разлагавшей дворянство и, в итоге, ослаблявшей страну. Для Павла идеалом правителя был Петр I, к временам и порядкам которого он по-своему и пытался вернуться.
В то же время, стремление Павла укрепить самодержавие, правда иными методами, продолжение раздач помещикам государственных крестьян сближало его политику с курсом Екатерины.
Необходимо учесть и влияние на эту политику личности непредсказуемого в своем поведении императора. Его прямодушие и резкость, стремление соблюдать рыцарский кодекс чести зачастую превращались в грубость, нетерпимость и мелочность, вызывали непонимание и насмешки со стороны придворных кругов.
В XIV- XV вв. значительно расширились площади пашенного земледелия за счет целинных земель и возрождения заброшенных участков.
Для второй половины XIII -XV вв. характерно широкое распространение паровой системы с двух- и трехпольным севооборотом, основанным на чередовании посевов озимых и яровых культур и временного отдыха для третьего поля. С XIV в. применялось унаваживание почвы. Сохранялись такие формы земледелия, как пашня «наездом» и подсека. Первую применяли на земле, удаленной от поселения. Подсека просуществовала вплоть до начала XX в. и применялась в районах, где эта форма земледелия была удобной по природно-хозяйственным условиям.
Сельскохозяйственные орудия устойчиво традиционны. Вспашку производили сохой или плугом. Больше использовали двузубую соху, но применяли также однозубую (в лесной полосе) и многозубые сохи. На широкое использование сохи указывает и то, что единица оброка сельского населения также называлось «сохой». Сошники в XIII-XV вв. длиннее, что приводило к глубинной вспашке земли и повышению урожайности полей. Плуг был меньше распространен и применялся преимущественно на высокопродуктивных землях. При подсечном земледелии главным орудием оставался топор, иногда называвшийся «секирой».
Церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком.