1. Небесный покровитель Петербурга
Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга. В этот день:
В 1721 году Пётр I заключил «вечный мир со Швецией»,
В 1832 году состоялась установка Александровской колонны на пьедестал,
В 1834 году состоялось открытие колонны.
2. Топонимика
Москва:
улица и переулок Александра Невского в районе Миусской площади
Минск:
Александровский сквер
Санкт-Петербург:
Мост Александра Невского
Площадь Александра Невского и улица
Площадь Александра Невского-1 (станция метро)
Площадь Александра Невского-2 (станция метро)
Великий Новгород:
набережная Александра Невского
Мост Александра Невского
Ярославль:
улица Александра Невского
Уфа:
улица Александра Невского
Другие регионы:
пгт, районный центр Рязанской области Александро-Невский, названный по железнодорожной станции Александро-Невская.
посёлок сельского типа в Новосибирской области Александро-Невский
посёлок сельского типа в Челябинской области Александро-Невский
проспект Александра Невского в Петрозаводске, улица Александра Невского в Пскове, Калининграде и других городах
3. Православные церкви и часовни
Москва:
Церковь Александра Невского (2008) в Кожухове (ул. Трофимова 14).
Церковь Александра Невского при Московском высшем военном командном училище.
Церковь Александра Невского в Хорошёво-Мнёвниках.
Церковь Александра Невского при бывшей Покровской мещанской богадельне.
Александро-Невский собор (1915—1952), снесён
Санкт-Петербург:
Александро-Невская лавра
Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре
Церковь Александра Невского в Шувалове
Церковь Александра Невского в Красном Селе
Часовня Александра Невского в Коломягах
Церковь Александра Невского при Санкт-Петербургской академии права и бизнеса
Церковь Александра Невского при Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения
Церковь Александра Невского при Территориальном медицинском объединении № 5 по психиатрии
Часовня Александра Невского на Сестрорецком кладбище (северная окраина города Сестрорецка городского подчинения в Курортном районе).
Республика Карелия:
Кафедральный собор Александра Невского в Петрозаводске
Алтайский край:
Часовня Александра Невского в Барнауле
Краснодарский край:
Церковь Александра Невского в посёлке Весёлое (Сочи).
Волгоградская область:
Собор Александра Невского в Царицыне, снесён.
Вологодская область:
Церковь Александра Невского в Вологде
Кировская область:
Собор Александра Невского в Кирове, снесён.
Курганская область:
Церковь Александра Невского в Кургане.
Ленинградская область:
Церковь Александра Невского в Сосновом Бору
Церковь Александра Невского в селе Новоселье
Церковь Александра Невского в посёлке Волосово
Московская область:
Церковь Александра Невского в Егорьевске.
Церковь Александра Невского в Звенигороде.
Часовня-памятник во имя Александра Невского на Аллее Славы в подмосковном Королёве, где в его честь названа и улица в районе Новые Горки.
Нижегородская область:
Собор Александра Невского — русский православный собор в Нижнем Новгороде, построенный до 1880 года по проекту архитектора Л. В. Даля.
Новгородская область:
Церковь в селе Яжелбицы Валдайского района
Церковь св. блг. кн. А. Невского г. В. Новгород
Новосибирская область:
Церковь Александра Невского в Новосибирске, первое каменное здание города.
Покровский Александро-Невский монастырь в посёлке Колывань.
Псковская область:
Церковь Александра Невского во Пскове, бывший 96-го Омского полка, был выстроен за 14 месяцев и освящен в 1908 году.
Ростовская область:
Церковь Александра Невского в Новочеркасске.
Самарская область:
Церковь Александра Невского в посёлке Зубчаниновка (Самара).
Саратовская область:
Собор Александра Невского в Саратове, снесён.
Церковь Александра Невского в Ртищево.
Целью воспитания Н.И.Новиков считал формирование активной добродетельной личности и призывал людей к нравственному самосовершенствованию, считая, что они станут добродетельными, если будут и образованными.
Полагал, что задачу воспитания юношества должно взять на себя общество.
Считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях, воспитывать любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину.
В журнале "Прибавлений к Московским ведомостям" Н.И. Новиков напечатал статью "О воспитании и наставлении детей". В ней автор призывал к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже "довольно материалом для сии науки, которую можно назвать педагогикой". Таким образом, Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой и подчеркнул, что она "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и практического рассудка".
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество.
В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества». .
Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним «из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное».
Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. «Если отец в сыне своем видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или еще один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой...» Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в этом одинаково заинтересованы все общество и каждый отдельный гражданин.
Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, «эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам», возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. «Признавая силу воспитания, мы силу природы не отъемлем, - писал он, - воспитание, от нее зависящее, или развержение сил останется во всей силе, но от человека зависеть будет учение употреблению оных, чему будут всегда в разных степенях обстоятельства и все нас окружающее».
Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.
Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.
Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде рас среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.