Социальная структура османского общества. Успехи турок в войнах, обеспечивавших рост их политического могущества, во многом были обеспечены динамичной системой социальной организации восходящей к привычным родоплеменным связям кочевников. Оседая, вчерашние войны-кочевники превращались в несущих регулярную воинскую службу кавалеристов – сипахи,каждый из которых получил за свою службу тимар – условное наследственное владение. Право наследования было связано с обязательством наследника служить в армии.Появились и еще более крупные того же типа – зеаметы. Их владельцами – заимами были командиры отрядов воинов – сипахи. Тимариоты и заимы составляли основу военной силы Турции. Но были и другие ее части:
1. Это воинское ополчение особой категории: командиры здесь были из тимариотов, а рядовые – войны – аскери, освобожденные от налогов и несшие за это военную службу.
2. Янычары, войны-гвардейцы, рекрутировавшиеся из райя или воспитывавшиеся при султанском дворе в специальных школах-казармах, которые находились под опекой дервишей из влиятельного суфийского ордена Бекташи.
Население страны состояло из двух основных групп: аскери (люди меча и люди пера – два разряда аскери) и райя. К первым относили всех тех, кто представлял власть султана, вторую группу составляли обычные подданные.
Военно-ленная система казалась весьма удачной основой для осман: доходы казны возрастали за счет завоеваний и присоединения новых земель, не говоря уже о военной добыче, развивавшейся торговле и процветавших городах. За счет этого существовал эффективный военный аппарат, обеспечивавший могущество империи.
С конца 18 в. распространение получила чифтликская система (частное феодальное имение, образовавшееся на государственной земле).
Причины + завещание петра i (указ о престолонаследии 1722, согласно которому монарх назначает своего преемника) + усиление позиций дворянства (1714 - указ о слияние положения вотчины и поместья) монархи: екатерина i 1725-1727гг. + создание верховного тайного совета -1726 + отказ от широкой преобразующей деятельности + уменьшение податей и повинностей + магистратов ивана антоновича 1740 -1741гг. + 1740г. - регентство бирона; + ноябрь 1740г. - переворот – свержение бирона – регентство анны леопольдовны; петра iii 1761 - 1762гг + указ об уничтожении тайной канцелярии + запрет покупать промышленникам крепостных к мануфактурам + принцип веротерпимости + проект о секуляризации + манифест о вольности дворянству елизавета петровна 1741-1761гг. + 1756-1763гг. - участие в семилетней войне против пруссии + 1758г. -сражение у цорндорфе + 1759г. - сражения: у деревни пальциг при кунерсдорфе (полный разгром армии фридрихаii ) + 1760г. - взятие берлина + смерть елизаветы- петр iii аннулирует результаты семилетней войны- 1761г. перемирие с пруссией-1763г. - мир. елизавета петровна 1741-1761гг. + 1741г. - прощены недоимки за прошлые года; снижение податей; рост косвенных налогов; + 1754г. - внутренние таможни; + 25.01.1755г. – мгу (ломоносов) + 1756г. - новый высший орган власти + 1756г. - отмена смертной казни + 1757г. – академия художеств + расширение дворянских привилегий (сокращен срок службы, дворянские заемные банки, монополия на винокурение, межевание земель) + 1760г. указ – ссылать в сибирь за «дерзновенные поступки крепостных (считать за рекрутов)
Висламе принцип монотеизма проведен более последовательно, чем в других религиях. вера в единого бога аллаха составляет мусульманского вероисповедания.аллах — это единственный бог, сотворивший все сущее и определяющее его существование. он — высший и всемогущий, мудрый, всемилостивейший и верховный судья. рядом с ним нет ни других богов, ни каких-либо самостоятельных существ. аллаху покорны все явления природы, люди, ангелы и демоны. ангелы и демоны — это бестелесные существа, выполняющие волю аллаха. к ним относятся носители доброго начала: джабраил, микаил, асрафил, азрил, ангелы смерти — накир и мункаф, страж рая — ридвана, страж ада — малика и воплощение зла—иблис, которого проклял аллах. для ислама характерна также вера в пророков: в коране встречается ряд библейских пророков: ибрахим (авраам), муса (моисей), пух (ной), иса (иисус). однако главное значение придается «печати пророков», «посланнику аллаха» — мухаммеду.основное положение мусульманского символа веры гласит «нет бога кроме аллаха и мухаммед — посланник аллаха». мусульманин верит в бессмертие души, тело в день смерти и воскресение ее из мертвых в день страшного суда. с этой верой тесно связана вера в существование двух форм загробного мира: рая и ада. мусульмане представляют рай в виде чудесного места, где в изобилии имеется все, о чем мечтает человек в этом мире: прекрасная пища, чистая прохладная вода, реки из молока, меда и вин, всевозможные наслаждения. ад — это место мук и страданий. в рай могут попасть те мусульмане, которые неукоснительно выполняют религиозные предписания, неверных (не мусульман) и отклонившихся от вероучения и культа ожидает ад. какова судьба каждого человека, что ему уготовано — рай или ад, согласно мусульманскому вероисповеданию, определит сам аллах на страшном суде. он будет допрашивать каждого из живых и мертвых, а они, нагие, с книгой, в которой записаны их дела, будут в страхе ждать его решения. заступничество мухаммеда может смягчить участь грешников, побудить аллаха простить грешника и направить его в рай. в исламе сильно выражена вера в божественное предопределение. все подчинено воле бога. воля бога ничем не связана и непостижима. в 6-ой суре аят 125 говорится: «кого пожелает вести аллах прямо, уширяет тому грудь, а кого пожелает сбить с пути, делает грудь узкой, тесной, как будто бы он поднимается на небо». иначе говоря, аллах милостив к тому, к кому благоволит и у того человека все получится как надо, тот, от кого аллах отвернулся, все равно ничего не выйдет. тем не менее, удел всех — безусловная покорность божественной воле. основные культовые предписания ислама сформулированы в форме пяти «столпов веры» (аркан-ад-дин). следование этим столпам является важнейшей обязанностью мусульманина. первое культовое предписание — произнесение вслух махады — основного положения символа веры — «нет бога кроме аллаха и мухаммед — посланник его». произнесение этой формулы вероучения, понимание ее смысла и искреннее убеждение в истинности — первое условие, чтобы быть правоверным мусульманином.
Социальная структура османского общества. Успехи турок в войнах, обеспечивавших рост их политического могущества, во многом были обеспечены динамичной системой социальной организации восходящей к привычным родоплеменным связям кочевников. Оседая, вчерашние войны-кочевники превращались в несущих регулярную воинскую службу кавалеристов – сипахи,каждый из которых получил за свою службу тимар – условное наследственное владение. Право наследования было связано с обязательством наследника служить в армии.Появились и еще более крупные того же типа – зеаметы. Их владельцами – заимами были командиры отрядов воинов – сипахи. Тимариоты и заимы составляли основу военной силы Турции. Но были и другие ее части:
1. Это воинское ополчение особой категории: командиры здесь были из тимариотов, а рядовые – войны – аскери, освобожденные от налогов и несшие за это военную службу.
2. Янычары, войны-гвардейцы, рекрутировавшиеся из райя или воспитывавшиеся при султанском дворе в специальных школах-казармах, которые находились под опекой дервишей из влиятельного суфийского ордена Бекташи.
Население страны состояло из двух основных групп: аскери (люди меча и люди пера – два разряда аскери) и райя. К первым относили всех тех, кто представлял власть султана, вторую группу составляли обычные подданные.
Военно-ленная система казалась весьма удачной основой для осман: доходы казны возрастали за счет завоеваний и присоединения новых земель, не говоря уже о военной добыче, развивавшейся торговле и процветавших городах. За счет этого существовал эффективный военный аппарат, обеспечивавший могущество империи.
С конца 18 в. распространение получила чифтликская система (частное феодальное имение, образовавшееся на государственной земле).