Церковный раскол и его последствия. Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь.
Я портной.Раньше я жил в России.Однажды я видел как бородатые люди в картузах устроили еврейский погром.Они разбивали стекла в магазинах, выволакивали на улицы их хозяев, казавшихся им подозрительными и жестоко их били. Увидев все это я подумал, что то же самое будет и со мной. От своих знакомых я слышал, что за океаном,в Америке, можно хорошо устроиться.Это свободная страна и туда уже уехали многие наши. У меня было немного денег,кое - что продал и взял билет на пароход до Нью - Иорка третьим классом.Денег мне хватило, осталось еще на кое - какую еду. Мы долго плыли и у меня было время подумать как я буду в Америке. Надо устроиться куда - нибудь и накопить денег, можно будет начать свое дело, открыть мастерскую. Пароход качало, меня тошнило, воздух в третьем классе был спертым, я часто выходил на палубу и смотрел на океан.Соленый ветер освежал. Однажды утром я впервые увидел Америку. Это был Нью -Иорк.Я увидел статую свободы, огромные высокие дома,издалека виднелись автомобили, лошадей было мало.Буксиры поставили наш пароход к какому - то острову. Мы сошли на берег, где нас встретили чиновники эмиграционного ведомства.Мы выстроились в очередь к столам, где нам задавали вопросы о целях визита в США, возрасте, профессии, состоянии здоровья.Вопросы были заранее надиктованы на патефонную пластинку на русском языке.Меня это удивило. Пробыв некоторое время на острове вместе с другими я попал в город. Некоторым не повезло -Америка их не приняла.Вот я стою на улице.Вокруг меня снуют автомобили, быстро проходят люди Раньше я видел чернокожих, но чтобы столько.Неба не видно из -за высоких домов. Мне надо на Брайтан, там живет много наших.Может есть кто знакомый.