После основания в 1604 году Томской крепости Русское царство заимело возможность контролировать передвижение кочевых племен между Алтаем и Великой Степью.
На Алтае в это время (как и сейчас) проживали различные племена тюркского и монгольского происхождения, занимавшихся охотой и кузнечным делом. На юге Алтая проходила граница таёжников (жителей тайги) с Джунгарским ханством, которое не считало Алтайский край своей вотчиной, но стремилось контролировать Калмыцкую торговую дорогу (проходила через Алтай и далее на Поволжье через тургайскую степь). Позже, после перекочевки в 1720-х годах в Северо-Восточный Казахстан казахского племени аргынов началась экспансия казахов на Алтай.
Сложная политическая обстановка, вызванная интересами стольких игроков принуждала местное население выбирать определенную сторону. Что интересно, сторону русских принимали тесно связанные родством с джунгарами саянцы (тувинцы), ойраты-мингаты и точи. Они неоднократно просили русских построить острог для защиты от монголов. Возможно это было связано с тем, что они опасались того, что монголы выселят их в другие земли - ОСВОЕНИЕ РУССКИМ ГОСУДАРСТВОМ СЕВЕРНОГО АЛТАЯ В XVII-ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. И ХРИСТИАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ «ИНОРОДЦЕВ» https://cyberleninka.ru/article/n/osvoenie-russkim-gosudarstvom-severnogo-altaya-v-xvii-pervoy-treti-xviii-v-i-hristianizatsiya-mestnyh-inorodtsev
Наиболее активный алтайский этнос тюркского происхождения телесцы (телеуты) наоборот всегда были на стороне джунгар и вместе с ними нападали на русские поселения. Также телесцы были сборщиками аламана (нерегулярные поборы) с алтайцев для джунгар. Такая связь имела под собой экономическую основу, так как белым калмыкам (так называли джунгары телеутов) были выгодны такие отношения.
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу, поэтому при характеристике героя А. С. Пушкин использует глаголы движения:
И он промчался пред полками,
Могущ и радостен, как бой.
Он поле пожирал очами…
Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца:
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера:
Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки.
Итог сражения предрешен поведением полководцев. Описывая в поэме «Полтава» двух военачальников, А. С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А. С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение в трудный для России момент