Задание к уроку! Внимательно изучите текст и составьте кластер 《Внешнеполитические и внутреполитические мероприятия импкрии》
Появившиеся крепости и укрепления обозначили фактор военного присутсвия империи в регионе и наметили дальнейшие векторы для проникновения в казахскую степь. Естественно, что новопостроенные линии требовали значительного военного присутствия. Во всех крупных крепостях были размещены армейские части и служилые казаки. В летнее время на форпосты сверх числа гарнизонов крепостей привлекались нерегулярные части, Таким образом, только на одной Уйской линии к середине XVIII в. несли службу 19,5 драгунских рот, 5 пехотных, 1 гренадерская и мушкетерская роты. Это еще раз доказывает, что на первоначальном этапе вхождения казахских земель в состав России ведущим фактором было наличие регулярных воинских формирований, которые и решали вопросы военно-наступательного и геополитического характера. с середины 40-ых годов XVII политика российского правительства значительно активизировалась. Форсированно строятся укрепления Оренбургской линии, продолжается строительство Уйской, значительно укрепляется Яицкая линия. Новый Оренбургский губернатор И.И.Неплюев вместе с генералом фон Штокманом в 1744г. разрабатывает так называемый «запасной план». Он предлагает наступать на казахскую степь, отталкиваясь от уже имевшихся военных укреплений с запада и севера, со стороны Урала и Сибири «сплошной линией военных укреплений». Уже к середине XVIII в. Казахстан был окружен с трех сторон Российскими укрепленными линиями, которые ограничили территорию расселения казахских родов и племен. Из-за этого традиционные маршруты кочевания, пастбища и водоемы племен Среднего жуза оказались в кольце военных крепостей, что привело к обострению аграрного вопроса. середине XVIII в. в укреплениях пограничных линий на границе с Казахстаном увеличивается число регулярных воинских частей, казачества и переселенного гражданского населения. Все это в дальнейшем позволяло обеспечивать людскими ресурсами военно-стратегические интересы России в крае. Это: и подавление череды башкирских восстаний, и ответ на обострение отношений с Джунгарией, и преграда притязаниям Китая. Военное присутствие в регионе, в виде крепостных линий, несомненно, служило фактором влияния на политику казахских родоправителей и султанов Среднего жуза. Именно через военную силу, хотя иногда и завуалировано, проводилась политика фактического разобщения и подчинения правящей верхушки казахов разными формами и средствами. В целом, все эти внешнеполитические и внутриполитические мероприятия империи позволили значительно укрепить позиции России в этом регионе и нацелить дальнейшие устремления на Восток.
наступает первый день олимпиады. еще до зари все собираются у храма зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. вот жертвенный котел, у которого происходит это действие. поспешим и мы занять места. вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. на второй день начинаются состязания в пятиборье. в простом беге участвует 20 человек. бег проводится на стадионе. это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика. его именем называется вся олимпиада. сегодня блестящую победу одержал фаил, он опередил даже зайца. слава ему! кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. однажды спартанец ладос, победив, упал на землю мертвым. есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.
после бега начиналась борьба. простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. в кулачном бою борцы надевают на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. это жестокий вид спорта. панкратион - соединение борьбы и кулачного боя.
на третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. состязающиеся в прыжках поднимаются на особую насыпь, в руках у них гири. они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. друг за другом выстраиваются дискоболы. они берут в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его в воздухе, наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено. в момент броска тело атлета распрямляется, и диск со свистом рассекает воздух. а копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.
наступил четвертый день игр. он посвящен состязаниям на ипподроме. самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. надо было 12 раз обогнуть столб у старта. это состязание требует большой силы и ловкости. тысячи зрителей, затаив дыхание, видят, как на повороте одна из колесниц вырывается вперед. наездник умело правит лошадьми. другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке.
состязания окончены. наступил пятый день - день награждения победителей. это происходит у храма зевса. судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. эта простая награда ценилась дороже золота. она давала ее обладателю вечную славу и почет. торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к алтарю 12 богов. здесь они совершают приношения, а потом отправятся на пир, устроенный в их честь. каждый победитель может воздвигнуть в олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трех побед. возвращение на родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. в афинах победителю давали премию, в аргосе - бронзовый щит. поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. но нам пора домой.
В IX-XI вв. происходит развитие феодальных отношений, и они становятся господствующими. Монопольное право феодалов на землю приводит к исчезновению свободного крестьянского землевладения. Господство натурального хозяйства вызывает дробление феодальных сеньорий и возникновение новых поместий, что имеет следствием территориальный распад страны. Общественный вес и сила феодалов определялись не количеством земли, а количеством вассалов, поэтому в личном распоряжении находилась только часть земельных угодий, а остальные земли раздавались вассалам.Отношения между сеньором и вассалом строились на основе договора, но были неравноправны: в договоре содержались элементы иерархии и зависимости. Получатель феода (фьефа) обязывался признавать верховенство сеньора (сузерена). Договоры заключались публично и по обряду, в котором главным было официальное введение вассала во владение (инвеститура) и его клятва верности сеньору (оммаж). В договоре фиксировались обязанности сторон: сеньор осуществлял защиту вассала и его земли; а вассал был обязан военной службой сеньору (в XI в. срок ее составлял до 40 дней в году). Также вассал принимал участие в судебных и других собраниях феодала плюс делал денежные выплаты по особым случаям (или подарки). Первоначально договоры носили персональный характер, затем обязательства стали переходить по наследству, но наследник при вступлении во владение вносил плату (рельеф). Таким образом к XI в. феод превратился в наследственное родовое поместье. Юридический механизм разрешения споров между сеньорами и вассалами был малоэффективен - крупные вассалы не подчинялись решениям суда, что было причиной феодальных распрей и войн.К XI в. сложилась сословная структура класса феодалов: внизу находились мелкие феодалы - рыцари (шевалье), которые не имели своих вассалов и выступали как сеньоры по отношению к своим крестьянам. На вершине - король, но многие крупные феодалы - герцоги и графы - считали себя равными королю (пэрами) и часто не признавали вассальных обязанностей. На военную службу к королю приходили только его непосредственные вассалы из королевского домена, а основная масса феодалов (аррьер-вассалов) не подчинялась королю, т.к. действовал принцип: "вассал моего вассала - не мой вассал".В IX-XI вв. происходит оформление класса феодально-зависимых крестьян из свободных общинников, рабов, полусвободных и других категорий населения Франкской империи. Подавляющее большинство крестьян превращается в сервов, правовой статус которых был унаследован от рабства. Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Платили подушную подать (шеваж) и оброк, барщина составляла 3 дня в неделю. Сервы не могли жениться и свидетельствовать в суде без разрешения господина. Однако личная зависимость не означала крепостной, т.к. объем их повинностей определялся феодально-правовыми обычаями. Серв мог продать свой надел или уйти от сеньора (государственного сыска беглых не было).Другая группа феодально-зависимых крестьян - вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Уплачивали оброк (талью), размер которого фиксировался обычаем и был более легким, чем у сервов. До XII в. дополнительно платили шеваж, который рассматривался как оказание чести сеньору, а не как проявление личной зависимости. Сначала вилланам требовалось разрешение господина на женитьбу, но с XII в. стала практиковаться выкупная плата. Вилланы также начинают выкупать обязанность уплачивать сеньору специальный взнос (менморт) при получении земельных участков по наследству.Всё сельское население также было обременено баналитетами, которые представляли собой соблюдение феодальной монополии.В XI-XII вв. увеличивается прослойка городского населения, которое включается в движение за самоуправление. Появляются хартии вольностей городов. Правовой статус граждан не был универсальным, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Городская жизнь имела сословно-корпоративный характер.
наступает первый день олимпиады. еще до зари все собираются у храма зевса, чтобы принести жертвоприношения богам. каждый молит богов о победе своего родного города на этих аренах, где собрались все греческие народы. вот жертвенный котел, у которого происходит это действие. поспешим и мы занять места. вот судьи клянутся судить справедливо, спортсмены обещают богам приложить все усилия для достижения победы. на второй день начинаются состязания в пятиборье. в простом беге участвует 20 человек. бег проводится на стадионе. это название произошло от слова "стадия", что значит "стопа". тот, кто побеждает в беге, получает титул главного олимпионика. его именем называется вся олимпиада. сегодня блестящую победу одержал фаил, он опередил даже зайца. слава ему! кроме простого бега, проводился бег двойной, еще более длительный. бегуны должны были обежать стадион 2, 6, а то и 12 раз. однажды спартанец ладос, победив, упал на землю мертвым. есть еще бег с оружием: щитом, копьем, в шлеме и набедренниках.
после бега начиналась борьба. простейшим видом борьбы был выход противников друг против друга с голыми руками. победителем считался тот, кто трижды повалит своего соперника на землю. в кулачном бою борцы надевают на себя бронзовый колпак, а кулаки обматывают кожаными ремнями с металлическими шишками. это жестокий вид спорта. панкратион - соединение борьбы и кулачного боя.
на третий день проходят соревнования по метанию диска, копья и прыжки. состязающиеся в прыжках поднимаются на особую насыпь, в руках у них гири. они ими размахивают, чтобы увеличить длину прыжка. друг за другом выстраиваются дискоболы. они берут в руки тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его в воздухе, наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено. в момент броска тело атлета распрямляется, и диск со свистом рассекает воздух. а копье метают не просто как можно дальше, а в определенную цель.
наступил четвертый день игр. он посвящен состязаниям на ипподроме. самым старинным и излюбленным видом был бег колесниц, запряженных четверкой лошадей. надо было 12 раз обогнуть столб у старта. это состязание требует большой силы и ловкости. тысячи зрителей, затаив дыхание, видят, как на повороте одна из колесниц вырывается вперед. наездник умело правит лошадьми. другие колесницы пытаются его нагнать, но безуспешно. скачки верхом имеют одну особенность: перед финишем наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руке.
состязания окончены. наступил пятый день - день награждения победителей. это происходит у храма зевса. судьи торжественно возлагают на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. эта простая награда ценилась дороже золота. она давала ее обладателю вечную славу и почет. торжественное шествие победителей под звуки флейт и пение приближается к алтарю 12 богов. здесь они совершают приношения, а потом отправятся на пир, устроенный в их честь. каждый победитель может воздвигнуть в олимпии свою статую, но портретное сходство она будет иметь только после трех побед. возвращение на родину сопровождается величайшим торжеством: олимпионик в пурпурной одежде со свитой друзей въезжает на четверке лошадей в свой родной город. во многих городах в честь победы земляка выбивались монеты. в афинах победителю давали премию, в аргосе - бронзовый щит. поэту заказывали оду в честь победителя, в ней прославляли не только его, но и его семью, предков, родной город. но нам пора домой.