В 1549 г. впервые в истории был созван Земский собор. Созыв Земских соборов означал установлении в России сословно-представительной монархии. На соборе 1549 г. было принято решение о создании нового Судебника. В 1550 г. был принят Судебник Ивана IV.Реформа органов управления. При Иване Грозном сложилась система центральных органов государственного управления – приказов.Большое значение имела реорганизация местного самоуправления. Губная реформа, начатая еще в 1539 г., была завершена в основном в 1555 – 1556 гг. В результате суд по важнейшим уголовным делам на местах был изъят из рук наместников и волостелей и передан губным старостам, которые выбирались (обычно по уездам) из провинциальных детей боярских. Губные старосты подчинялись Разбойному приказу. (См. схему «Органы власти и управления во 2-ой половине 16 в.»).Важнейшим указом царя был «Приговор царский о кормлении и о службах» (1555 – 1556 гг.). Главной идеей этого указа было то, что за самоуправлением признавался статус «службы царской», которая делегирована на места верховной властью. К 1556 г. система кормлений в основном была ликвидирована. Сбор податей, которым ранее ведали кормленщики, теперь передавался «излюбленным головам». Собранные подати поступали в царскую казну.Военная реформа 1550 г. На время военных походов было ограничено местничество при назначении на командование войсками. Согласно реформе, комплектование армии шло двумя путями: первый набор в армию «служилых людей по прибору» в первую очередь – стрельцов. Вначале их было 3 тысячи, затем – 25 тысяч стрельцов, вооруженных стрелковым оружием – пищалью.Второй – служилые люди «по отечеству» - бояре и дворяне, входившие в ополчение. Уложение о службе 1556 г. устанавливало единообразный порядок военной службы как с вотчин, так и с поместий: каждый светский феодал обязан был выставить одного человека на коне и в полном вооружении со 150 десятин имевшейся в его распоряжении земли. За каждого всадника выплачивалась компенсация (1 – 2 руб.) Таким образом, вотчинники были уравнены в отношении службы с дворянами, владевшими поместьями. Это означало новый шаг по пути стирания граней между вотчинным и поместным землевладением.Военные реформы середины 50-х годов повысили бое дворянской конницы и содействовали успехам русского оружия. Вместе с тем правительство убеждалось в необходимости расширения стрелецкой пехоты и «наряда» (артиллерии), являвшихся постоянным войском.Стоглавый собор. В 1551 г. был созван церковный собор (собрание), вошедший в историю как Стоглавый. Такое название он получил, так как сборник его постановлений состоял из ста глав («Стоглав»). Церковь одобрила Судебник и реформы царя.Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.
С.Ю.Витте против К.П. Победоносцев они столкнулись на почве вопроса о церковных реформах. Церковь жила ожиданием Поместного Собора, которого не было более двухсот лет, искала путей его созыва. Слишком много нерешенных вопросов накопилось в ее жизни за это время, слишком много опасностей ожидало ее в период надвигающейся смуты. Но в марте 1905 года за этим ожиданием стояло противодействие двух выдающихся государственных деятелей России конца ХIХ - начала ХХ века: председателя Комитета министров С. Ю. Витте и обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Ряд принципиальнейших вопросов был поставлен в ходе это обсуждения на повестку дня - вопросов, на которые и доныне мы не получили исчерпывающего ответа и которые связаны с самым существенным в жизни Церкви, вопросов, о которых по-прежнему будут спорить историки и богословы в новом веке. Что такое соборность? Каковы границы участия мирян в церковной жизни? Можно ли строить эту жизнь по образцам, взятым из политической сферы? Канонична ли церковная реформа Петра Великого? Какое место занимает в жизни Церкви Собор? И многие другие. Историю обсуждения вопроса о церковных реформах невозможно рассматривать вне контекста тех преобразований в государственной сфере, которые происходили в России в начале ХХ века. И это совершенно понятно, если помнить, какое место занимало "ведомство православного исповедания" в структуре государства, будучи одним из элементов сложной системы государственного управления. Любое изменение в этой системе с необходимостью должно было привести к изменениям в церковной сфере - именно поэтому в тот момент, когда Россия, вследствие сложных социальных и экономических обстоятельств, связанных с неудачной войной и обострением внутриполитической ситуации, стала перед необходимостью политического самоопределения, сразу же возникла необходимость самоопределения церковного. И инициаторами обсуждения сугубо церковных вопросов в тот момент в силу целого ряда обстоятельств стали не церковные деятели, а деятели политические. Другая дуэль П.Я.Чаадаева и К.П.Победоносцева. Письмо Чаадаева к Победоносцеву: Милостивый Государь, Михаил Петрович. Благодарю вас за лестное приглашение участвовать в издании "Москвитянина". Не почитаю себя в праве отказаться, но должен вам напомнить, что имя мое, хотя и мало известное в литературном мире, считалось по сие время принадлежащим мнения, не совершенно согласным с мнениями "Москвитянина" 1. Если принятием меня в ваши сотрудники вы желаете обнаружить стремление менее исключительное, то мне приятно будет по силам сопутствовать вашему журналу. Я полагаю, что приглашая меня, вы имели это в виду, и что объявление ваше будет написано в этом смысле. Примирения с противоположными мнениями, в наше спесивое время, ожидать нельзя, но менее исключительности вообще и более простора в мыслях, я думаю, можно пожелать. Мысль или сила, которая должна произвесть сочетание всех разно-гласных понятий о жизни народной и о ее законах, может быть, уже таится в современном духе, и может статься, как и прежде бывало, возникнет из той страны, откуда ее вовсе не ожидают; но до той поры, пока не настанет час ее появления, всякое честное мнение и светлый ум должны молить об этом сочетании и вызывать его всеми силами. Умеренность, терпимость и любовь ко всему доброму, умному, хорошему, в каком бы цвете оно ни явилось, вот мое исповедание: оно, вероятно, будет и исповеданием возобновленного "Москвитянина". Что касается до воспоминаний о Пушкине, то не знаю, успею ли с ними сладить вовремя2. Очень знаешь, что об нем сказать, но как быть с тем, чего нельзя сказать? Здоровье мое плохо, но за доброю волею дело не станет,