ответ:
читай)
объяснение: последствия ордынского владычества на руси
монголо-татарское иго оказало влияние на все сферы жизни: общество, , политику и культуру.
социально- сфера наиболее пострадала во время походов батыя 1237-1240. произошло сильное сокращение численности народа. одни в сражениях, а вторых забирали в рабство. в источниках сообщается о тысячах рабов. если учесть, что в рязани и ростове численность составляла немного больше тысячи, то потери людского ресурса были огромными. в рабстве оказывались женщины и ремесленники. лишние рабы оказывались на крымских, египетских, итальянских и кавказских рынках рабов. ценным товаром были женщины. мужчин использовали в военных походах в азию.
к началу походов батыя летопись достигла всего расцвета. власть ордынцев к ее упадку. аналогичная ситуация произошла с архитектурой, иконописью и т.д. последствия ордынского владычества на руси – отставание на целое столетие социально-культурной сферы жизни земель.
из разрушенных городов уводили в орду всех ремесленников. гибель или пленение мастеров к ремесленного производства. наибольший урон понесли художественные ремесла: резьба по камню, чернь, скань, перегородчатая эмаль.
пострадало и сельское хозяйство. люди не были уверены в завтрашнем дне и опасались засевать поля. повысился спрос на меха. земледельцы переквалифицировались в охотников. освоенные территории и земледельческие центры приходили в упадок. но в будущем северо-восточные земли быстро восстановятся, там активно начнут развивать пашенное и подсечно-огневое земледелие. во время походов батыя разрушены хозяйственные постройки крестьян, а урожай и скот забраны ордынцами.
выплаты дани, а их было видов, негативно сказывались на ордынской руси. только в пользу дани было выплачено 13 тонн серебра в год. были и единовременные поборы. торговля облагалось налогом в пользу хана. только в 1478 году русь прекратила платить дань золотой орде.
веча утратила свою политическую власть. позже оно окажется мятежным сборищем для организации восстаний.
иго нарушило между правами и обязанностями. сословная мораль подразумевала вытекание обязанностей из прав. во время ордынского владычества были только обязанности по отношению к татарам. никаких прав это не давало. цена власти оказалось превыше цены права. честь, собственность, достоинство и права были подчинены власти.
русь становиться централизованным государством полувосточного типа наподобие монгольской державы. внешние культурные и торговые связи руси были насильственно разорваны. русь потеряла выход к морю, снизились объемы торговли.
формы собственности так же отставали от европейских. в европе активно развивалась частная форма собственности, которая была законодательно защищена и гарантировалась государством. на руси государственная власть ограничивала развитие частной собственности. холопство, пропавшее в европе, была основной силой в хозяйствах бор и князей.
правовые нормы из азии и методы наказания размыли традиционное представление о власти общества и ограничении прав князя. государство оказалось основной карающей силой в форме налогов, а не общество, как было принято до x века.
государственность на руси приобрела черты жесткого деспотизма, полным произволом и пренебрежением к личности. впоследствии феодализм станет насыщенным азиатскими элементами.
наблюдается ограничение прав женщин, что характерно для востока. на западе процветал культ женщины и рыцарские обычаи. в древней руси девушку держат взаперти, оберегают от мужчин, ограничивают в быту и имущественных правах.
выделяют и положительные моменты ордынского владычества. оно способствовало централизации государства, которое в будущем окажется сильным и богатым. иго заставило прекратить междоусобицы и объединило земли вокруг одного политического центра. но народ заплатил высокую цену за великую централизацию
В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая и Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Наименование сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. Государство гунну делилось на 24 рода.
Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.
Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, орда Люаньди.
Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г до н.э. хунны распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную – его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.
В,г,д,е,ж,з,и
возможно ещё б