Ярослав Мудрый управлял с 1019 по 1054 год. Он по процветанию древнерусского государства.
Ярослав являлся суверенным царём Руси, восседал на киевском престоле после долгого пробуждения. Он обеспечил подъем международной популярности Руси. Он создал обширные династические связи с европейскими и византийскими судами.
Он проводил боевые походы во Прибалтике, на польско-литовских землях, в Византии и победил печенегов. Стал основоположником письменного набора законов России - русской правды.
Заказ на постройку собора был дан в 11 веке Ярославом Мудрым. Есть версия которая гласит, что строительство храма было связано с прибытием в город митрополита Феопемпта - дальнейшего представителя российской церкви, переехавшего из Константинополя. Софийский собор славится своей архитектурой и интерьером. Изначально он был построен как главный храм России, поэтому очень сложно найти подобные здания, например, в Византии. Хотя строители были уволены прямо из Константинополя.
Ярослав организовал светскую школу, где около 300 детей изучали буквы и иностранные языки. Он собрал первую библиотеку в Киеве.
Первая летопись была закончена, написана письменная и оригинальная литература, сформированы элитные и интеллектуальные династии, например Свенельд, его сын, внук Добрыня, правнук Константин, новгородский посадник, его сын Остромир, для которого в течение 7 поколений транскрибировано знаменитое Евангелие, сын губернатора Остромира Вишата, его сын Ян, фигура времен Ярослава.
Совершенно особое место занимает Эразм в истории германского гуманизма также и по тому небывало почётному и влиятельному положению в обществе, какое — впервые в европейской истории — получил в его лице человек науки, литературы и искусства.
До Эразма история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния.
После Эразма, за всё продолжение новой истории, можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы, во второй половине XVIII в. «От Англии до Италии — говорит один современник Эразма, — и от Польши до Венгрии гремела его слава». Могущественнейшие государи Европы того времени, Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, Папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Эразма некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки — по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи — по различным вопросам политическим. Как гуманист, Эразм всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа, духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще.