Экономически Англия была весьма развитым государством, во многом благодаря развитию мануфактур и аграрному перевороту. Происходило вмешательство Англии в экономику, раздавались привилегии и монополии, росли цены и налоги.
В политической сфере происходило усиление абсолютной монархии и соответственно уменьшение роли парламента в государственных делах (В частности при Якове I и Карле I). В 1628 году Карл I вовсе распускает парламент и правит самостоятельно. Главной причиной роспуска является упрёки парламента в области экономической политики и излишней расточительности и коррумпированности.
В сфере религиозной происходит распространение пуританства и двух течений в нём: пресвитериане и индепенденты соответственно. Первые выступали против священников, епископов и т. д., а вместо них избирать так называемых старейшин, выступали за централизованную церковь. Вторые выступали за невмешательство государства в дела религиозных общин. Карл I начинает гонения против пуритан (английских протестантов), после утверждения англиканства на территории Шотландии в 1637 году происходит противоангликанское восстание.
В литературе сейчас принято определять заявленную мной тему кактенгрианство или тенгризм. Но это неправильно, поскольку такое словоупотребление осовременивает проблему, превращая ее в очередной «-изм», или течение мысли. Но Тенгри - это наш казахский древний бог, т. е. это нечто имманентное нашему сознанию с тех пор как в нем появился хоть какой-то проблеск миропредставления.
В этом плане Тенгри - бог традиционной религии и именно поэтому он сохранился в нас через века и тысячелетия, поскольку он растворен в казахском опыте мира и в казахском образе мышления, как в психотипе воина-номада.
Поэтому говоря, что Тенгри - духовный стержень казахского самосознания, мы должны признаться, что долгое время он никак не влиял на это сознание, ибо существовал в нем как его бессознательное.