Князь Ярослав получил прозвище Мудрый, потому что его правление было обдуманным, эффективным, и очевидно, успешным.
Действительно, он сделал большой вклад в развитие культуры, судопроизводства, церкви. При Ярославе Мудром было построено много монастырей и храмов, был избран митрополит Иларион. Мудрый восстановил церковную десятину, а также привозил из Греции песнопения.
Но одной из главных его заслух является издание «Русской правды» - сборника законов и наказаний за несоблюдение законов. Примечательно, что это был первый сборник законов. Был и другой сборник законов – Кормчая книга – только там были собраны церковные законы.
Вероятно, основной причиной, по которой его звали Мудрым, является то, что он развивал культуру. Если посмотреть на его правление, то это книги, законы, возврат территорий, объединение влияния, укрепление границ. Он остановил мелкие набеги кочевников – в общем, создал все необходимые условия для нормального развития государства.
Есть еще одна версия почему Ярослава Мудрого называли Мудрым. Как известно, он хромал. А в Древней Руси все, кто имел подобный дефект, считался очень умным. В летопись не запишешь Ярослав Храмой, но «Ярослав Мудрый» всем им было по нраву.
Мудрость Ярослава
Древнерусские летописцы поднимают тему мудрости Ярослава начиная с «похвалы книгам», помещённой под 1037 годом в «Повести временных лет», которая состояла, по их сказаниям, в том, что Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.
(Ps. Я не знаю,что такое эссе)