Борьба султанов Керея и Жаныбека за создание Казахского ханства. В начале XV века Белая Орда прекратила свое существование как независимое государство. Вместо нее было создано ханство Абулхаира, являвшегося выходцем из династии Шайбанидов. Ханство Абулхаира состояло в основном из тюркских и некоторых отюреченных родов и племен. Их языки и хозяйство, быт и культура, традиции и обычаи были схожими. Внутреннее и внешнее положение ханства Абулхаира не было стабильным. Внутри его хану приходилось вести беспрерывную и жестокую борьбу за верховную власть с потомками Жошы. Беспрерывные войны и распри ослабляли ханство. Усиливавшийся феодальный гнет народных масс приводил к их стихийным выступлениям против произвола ханской власти. Из-за междоусобиц нарушились порядок и традиционные маршруты кочевок. Это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Под бременем тяжелого положения народ искал пути освобождения от тиранического правления хана Абулхаира. Острая борьба за власть, жестокое подавление своих противников и усиление эксплуатации народных масс не ствовали укреплению ханской власти.
С 10 по 13 век организация Киевского государства изменилась коренным образом. Во время правления Владимира и Ярослава происходит централизация - администрацию на местах назначают в Киеве. Однако затем начинается децентрализация и местные князья выходят из подчинения киевскому князю.
Вначале вся власть находилась в руках Киевского князя. Он был главнокомандующим войска, политическим правителем и верховным судьей. Такую власть имела семья Рюриковичей. Князья опирались на военную силу - дружину. Идеологически княжескую власть поддерживала церковь. Князь правил ( исполнительная власть) и судил ( судебная власть) с назначенных им наместников, среди которых в основном были сыновья князя, посадников, воевод. Кроме центральной княжеской власти существовала и местная организация, которая состояла изтысячников, сотников и десятников. После этого княжеское и местное управление изменилось.
Дружинники князя имели двойную функцию: как войско и как его ближайщие советники. Дружинники находились при князе, жили при его дворе. Сначала дружина состояла из варягов, а затем она стала славянской, которая была связана с местной жизнью и населением. Высших дружинников набирали из лучших местных людей или из людей, которые отличились во время войны; их стали называть боярами.
Князь советовался с боярским советом, который состоял из старших дружинников, а также высших представителей местного населения и духовенства. Функции этого совета зависели от личной воли князя. Во время племенной организации важным органом власти было вече, на котором решались важные дела. При первых Рюриковичах их роль снизилась. Однако, после ослабления централизованного государства вече снова начинает играть важную роль. Но, на Украине оно не было постоянным органом власти ( как это было в Новгороде и Пскове).
В княжеский период существовала особая социальная структура общества. На верхней ступени стояли бояре, лучшие люди. Однако, это не была замкнутая каста. В нее могли переходить сыновья священников и даже смерды. Большинство бояр были из числа княжеских дружинников, которые осели на земле, или из числа местных землевладельцев. Бояре имели некоторые привелегии, закон защищал их имущество и жизнь.
Население городов состояло из богатых и бедных слоев населения, которые занимались торговлей и ремеслом. Богатые торговцы почти не отличались от бояр, земельной аристократии. Богатых местных, а также иностранных купцов называли - гости, купцов среднего достатка - купцы, а мелких лавочников, ремесленников - чернь. В Киеве жили постоянно многие иностранные купцы - армяне, евреи, греки, немцы, чехи, поляки и другие.
Среди вольных людей, которые принадлежали к нижнему слою населения были смерды - наиболее многочисленная часть сельского населения. Они жили на собственной земле или на земле князя, платили подати, выполняли различные повинности - строили укрепления, мосты, дороги, принимали участие в народном ополчении.
Следующим слоев населения был слой закупов, людей, которые взяли займ - купу и должны были его отдать. Они были временно лишены свободы, но не теряли при этом гражданских прав.
Самой нижней категорией населения были рабы -челядь или холопы. В большинстве случаев это были военнопленные или дети рабов. С принятием христианства их положение улучшилось. Устав Владимира Мономаха также защищал их жизнь.
Для социального устройства Киевского государства было характерно то, что все эти слои не были замкнутыми. Холоп мог стать смердом или даже купцом, а боярин за какие-то преступления мог стать смердом.