Преобразования, охватившие хозяйственную жизнь страны и социальные отношения в ней, а также государственное устройство, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; на строительстве крепостей, каналов и мануфактур нужны были люди с техническими знаниями. Все это вызвало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. В первый период преобразований был открыт ряд учебных заведений узкоспециализированного профиля (Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная школы, Медицинское училище) . На втором этапе в действие были введены так называемые «цифирные школы» для подготовки местных чиновников и гарнизонные школы для обучения солдатских детей. «Обмирщение» школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой образования в петровское время. Одновременно с реформой образования бурное развитие получило издательское дело. Был введен новый гражданский шрифт, стала выходить первая русская газета, появились учебники. Пропаганду научных знаний осуществляла открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. В отличие от литературы XVII в. , проникнутой сильным влиянием церковной идеологии, литература петровского времени освобождалась от оков религиозного сознания. Чисто светский сюжет, близкий к запросам современности, пронизывает литературные произведения той эпохи. Подводя итоги преобразовательной деятельности Петра I, следует подчеркнуть, что в это время фактически происходит революция сверху, которая определила ход русской истории примерно на полтора века вперед. Петровская эпоха – это время достижений в политической и экономической сферах, воинских побед, усиления национального самосознания, победы светского начала в культуре, время включения России в общеевропейскую семью народов. С другой стороны, петровские реформы – это развитие тоталитарного государства, время роста бюрократической системы всеобщего контроля. Отметим, что ядро российской жизни, внутренняя суть российского общества осталась прежней – феодальной. Петр I брал у Запада и безжалостно внедрял в России лишь внешние проявления европейской цивилизации. Именно здесь заключается главный парадокс российского реформаторства. Стараясь одной рукой «подтянуть» Россию до западноевропейского уровня, он другой рукой закладывал основы еще большего отставания страны от Запада в будущем. Петр I ставил и решал задачи большого политического и общенационального характера, но на крепостнической основе и крепостническими методами. Оформление абсолютизма завершилось появлением нового титула у русского монарха: с 1721 г. он стал именоваться императором, а Россия превратилась в империю.
1) отказом польского короля Владислава IV от претензий на русский престол 2) 1648 3) русское барокко 4) 30 5) С.И. Дежнев 6) Томск, Тобольск, 7) товарного хлеба 8) усиление влияния церкви на культуру 9) 1654 г. 10) Великий Устюг, Казань, Киево-Печерский монастырь; 11) портрет Алексея Михайловича с иконы «Насаждение древа государства Российского» 12) русско-шведская война 1656-1658 13) попытка властей увеличить пошлины на соль 14) Воскресенский собор в Истре 15) с сопротивлением старообрядцев реформам Никона 16) 1649 г. 17) Алексея Михайловича 18) отмена местничества 19) Астрахань 20) протопоп Аввакум 21) или возникновение мануфактур или складывание всероссийского рынка 22)сибирские казаки 23)киргизы 24)Повесть о Шемякином суде 25)Новоторговый устав 26)1654 г., 1667 г., 1681 г 27) управлял страной вместе с царем, заседая почти постоянно 28)слияние вотчины и поместья 29) или изъятие из оборота медных денег или замена серебряных денег медными 30)Патриарх Филарет- отец Михаила Федоровича Романого.
иерусалимское государство