Какова роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний?
Для начала определим, что такое алхимия и астрология. Мы знаем о том, что обе науки появились в Средние Века.
Алхимия представляла собой мистическую науку, а сами алхимики считались магами и ведьмами, и как правило, подвергались сжиганиям или скидывались в реку в ожидании взлета очередной ведьмы. В действительности же, алхимики были средневековыми химиками. Они искали превращения простых металлов в драгоценные. В этом им должен был философский камень или эликсир долголетия, которых не существовало.
Астрология получила популяризацию также в Средние века, но на самом деле, это донаучное учение сопутствовало астрономии еще со времен Древнего Египта. Люди использовали звезды для предсказания будущего. Причиной популярности астрологии является чрезвычайная религиозность насиления средневековых городов.
И алхимия, и астрология имели важное значение для каждой эпохи своего существования, и в особенности, потому что оба учения повлияли на развитие науки. Дело в том, что алхимики и астрологи вели различные наблюдения, проводили эксперименты, систематизировали что-то, вычисляли закономерности – в общем, делали все то, что делают ученые. И под веянием идей Реформации, а затем Просвещения эти закономерности начали анализироваться уже не для философского камня, а для более реальных целей.
Кочевой образ жизни наших предков вынуждал их постоянно защищать свои земли от набегов. В таких условиях, когда больше времени проходило «в седле коня и на горбу верблюда» одежда должна была быть удобной, при для такой жизни. Надо было быть всегда всеоружии, на коне встречать врага, на горбу верблюда перевозить юрту, имущество, семью с детьми. Поэтому в одежде воинов больших изменений не произошло. Головной убор древнего тюрка мало чем отличался от тымака казаха начала ХХ века. Значит, военно-походная жизнь древних казахов мало чем отличалась от жизни воинов начала ХХ века, поэтому и одежда не претерпела коренных изменений. Конечно, нельзя утверждать, что раньше и хан и простой кочевник одевались одинаково. Возьмем, к примеру, одежду «Золотого человека», найденного при раскопках в местности Есик, близ Алматы. Это захоронение молодого знатного воина, видимо, сына предводителя большого племени. Об это пишет украинская поэтесса Мария Влад в своем труде «Тайна Кипчакской степи» о том, как было найдено погребение тюркского принца, завернутого в византийский шелк, в золотом халате на плечах, подпоясного серебряным поясом, в серебряных и золотых латах, с золотой цепью, с дорогими перстнями на пальцах, державшего в правой руке золотую булаву. Поскольку и в середине века жизненный уклад кипчаков не претерпел значительных изменений, бытовые изделия, предметы материальной культуры оставались в основном прежними, это относится и к одежде. Воинская одежда древнего защитника, дошедшая до нас по описаниям устного народного творчества, состояла из дулыги, жыга, аксауыта, бельдыка - все эти шлемы, латы, кольчуги и пояса сохранились в доспехах казахского воина и до начала ХХ века. Большинство воинских доспехов изготавливаливались из металла. Не у всех была возможность приобретать киреуке - кольчугу . Ее заменяли кокрекше - подкладкой из кошмы. Твердой кожи и конского волоса. В песнях Шалкииза (XV-XVI вв.) встречаются такие слова «На нем был кожаный полушубок без рукавов. Который нельзя разорвать». Мирная одежда кочевника мало чем отличалась от боевой. При кочевке мужчины, хоть и не брали с собой все виды вооружения. Но соилы (дубины) держали при себе: могли напасть враги, воры, встретиться дикие звери. Жизнь в кочевьях - это наполовину воинская жизнь. Правда, в торжественных случаях, на тоях одежда была другая, понаряднее.
Барлық құқықтар қорғалған. EL.KZ белсенді сілтемені пайдаланыңыз https://el.kz/news/archive/content-15419/