Император Николай Павлович – годы жизни: 25 июня (6 июля) 1796 – 18 февраля (2 марта) 1855, 11-ый император Всероссийский, на престоле с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.
Историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:
«Во-первых, произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 годах до 35-45 % в 1857—1858 годах и они перестали составлять большинство населения…
…Во-вторых, сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения… Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вс кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние государственных крестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.
В-третьих, значительно улучшилось положение крепостных крестьян. С одной стороны, был принят ряд законов, улучшавших их положение. Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой); крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения. Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию… Государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками, и наказывать помещиков за эти нарушения. В результате применения наказаний по отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян».
Источник
Другая характеристика времени и позиции императора Николая I – в отношении к старообрядчеству:
«Вполне ясные и определенные отношения к старообрядчеству существовали только в царствование императора Николая I при общем руководстве церковными делами московского митрополита Филарета. Тогда старообрядчество признавалось преступностью, как с церковной точки зрения, так равно, не больше и не меньше, и с государственной. Эта преступность в глазах церковных и государственных деятелей получала особо яркое выражение через то, что старообрядческая вера иначе не мыслилась, как верою невежд. По этим воззрениям старообрядчество решительно и бесповоротно относилось к типу невежественных преступников, и старообрядцы причислялись к людям, ничего и ни в чем не смыслящим, возмущавшим народную мысль и преисполненным всяких преступных замыслов«.
Источник
Итак, приступим к чтению книги единоверческого священника Тимофея Верховского, стараясь не комментировать его записи без особой на то необходимости. Записки отца Тимофея с удивительным обилием зафиксированных в его памяти деталей читаются с интересом, да и язык, надо признаться, вполне современный…
Развязка наступила достаточно неожиданно. Блестящее правление папы Бонифация VIII оборвалось, когда он вступил в конфликт с королем Франции Филиппом Красивым (1308). Приближенные короля довели папу до смерти, после чего папы были переселены во французский город Авиньон (1309–1377). Борьбу королей против пап поддерживали патриотически настроенная часть духовенства, многие интеллектуалы. Юрист Бонаграций, философ Оккам, поэт Данте придерживались мыслей, близких высказанной оксфордским профессором Джоном Уиклефом (1320-1384): «Король держит королевство непосредственно от Бога, а не от папы». Идея королевского суверенитета, т.е. не ограниченной церковью или феодалами власти короля в национальном государстве, стала итогом развития основных политических сил средневековья: монархии, папства, феодальной знати и городов. Правда, в Италии и Германии, в отличие от других европейских стран, единое государство в средние века так и не сложилось. Заметим, что средневековый человек намного теснее, чем современный, связан с землей, на которой он родился и жил. Для рыцаря это связь с родовым поместьем и замком, чье название присоединялось к его личному имени, для крестьянина – с его деревней, для горожанина – с городской общиной. Отсюда огромное значение исторических областей, сила местного патриотизма, превосходившего чувство национального единства. Лишь к концу средневековья крепнет сознание того, что жители Турени, Нормандии, Лангедока, Бургундии, Гаскони – это французы, а швабы, саксонцы, баварцы – немцы и т.д. Выразителями центробежных, сепаратистских настроений являлись крупные феодалы, которых поддерживали их вассалы и местное население. Все они оказывали ожесточенное сопротивление королевской власти, объединяясь для этого и между собой, и с иноземцами. Обособленность герцогств и графств – важнейший фактор кровавых феодальных войн XII-XV вв. и религиозных войн XVI-XVII вв.
Каждое из высказываний по-своему верно. Т. к. во времена Пушкина огромная Российская империя пыталась сглаживать межнациональные отношения, даже конфликтов на этой почве не возникало. Ко временам же Ленина одним из главных вопросов страны была национальная политика, потому что существовало неравноправие народов национальных окраин империи, они стремились к самостоятельности. Поэтому в программе РСДРП (б) провозглашалась идея права наций на самоопределение вплоть до отделения и образования ими самостоятельных государств, что и было, по сути, реализовано.
Объяснение:
Император Николай Павлович – годы жизни: 25 июня (6 июля) 1796 – 18 февраля (2 марта) 1855, 11-ый император Всероссийский, на престоле с 19 ноября (1 декабря) 1825 по 18 февраля (2 марта) 1855.
Историки — специалисты по русскому аграрному и крестьянскому вопросу указывали на три существенных изменения в данной области, произошедшие в царствование Николая I:
«Во-первых, произошло резкое сокращение численности крепостных крестьян — их доля в населении России, по разным оценкам сократилась с 57-58 % в 1811—1817 годах до 35-45 % в 1857—1858 годах и они перестали составлять большинство населения…
…Во-вторых, сильно улучшилось положение государственных крестьян, численность которых ко второй половине 1850-х годов достигла около 50 % населения… Так, всем государственным крестьянам были выделены собственные наделы земли и участки леса, а также повсеместно были учреждены вс кассы и хлебные магазины, которые оказывали крестьянам денежными ссудами и зерном в случае неурожая. В результате этих мер не только выросло благосостояние государственных крестьян, но и доходы казны с них увеличились на 15-20%, недоимки по податям уменьшились вдвое, а безземельных батраков, влачивших нищенское и зависимое существование, к середине 1850-х годов практически не осталось, все получили землю от государства.
В-третьих, значительно улучшилось положение крепостных крестьян. С одной стороны, был принят ряд законов, улучшавших их положение. Так, помещикам было строго запрещено продавать крестьян (без земли) и ссылать их на каторгу (что ранее было обычной практикой); крепостные получили право владеть землей, вести предпринимательскую деятельность и получили относительную свободу передвижения. Ранее, при Петре I, было введено правило, по которому любой крестьянин, оказавшийся на расстоянии более 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства от помещика, считался беглым и подлежал наказанию… Государство стало систематически следить за тем, чтобы права крестьян не нарушались помещиками, и наказывать помещиков за эти нарушения. В результате применения наказаний по отношению к помещикам к концу царствования Николая I под арестом находилось около 200 помещичьих имений, что сильно сказалось на положении крестьян и на помещичьей психологии. Как писал В.Ключевский, из законов, принятых при Николае I, вытекало два совершенно новых вывода: во-первых, что крестьяне являются не собственностью помещика, а, прежде всего, подданными государства, которое защищает их права; во-вторых, что личность крестьянина не есть частная собственность землевладельца, что их связывают между собой отношения к помещичьей земле, с которой нельзя согнать крестьян. Таким образом, согласно выводам историков, крепостное право при Николае изменило свой характер — из института рабства оно фактически превратилось в институт натуральной ренты, который в какой-то мере защищал и права крестьян».
Источник
Другая характеристика времени и позиции императора Николая I – в отношении к старообрядчеству:
«Вполне ясные и определенные отношения к старообрядчеству существовали только в царствование императора Николая I при общем руководстве церковными делами московского митрополита Филарета. Тогда старообрядчество признавалось преступностью, как с церковной точки зрения, так равно, не больше и не меньше, и с государственной. Эта преступность в глазах церковных и государственных деятелей получала особо яркое выражение через то, что старообрядческая вера иначе не мыслилась, как верою невежд. По этим воззрениям старообрядчество решительно и бесповоротно относилось к типу невежественных преступников, и старообрядцы причислялись к людям, ничего и ни в чем не смыслящим, возмущавшим народную мысль и преисполненным всяких преступных замыслов«.
Источник
Итак, приступим к чтению книги единоверческого священника Тимофея Верховского, стараясь не комментировать его записи без особой на то необходимости. Записки отца Тимофея с удивительным обилием зафиксированных в его памяти деталей читаются с интересом, да и язык, надо признаться, вполне современный…