Никакое сотрудничество с внешним врагом, в особенности с таким внешним врагом, который преследует цели геноцида и уничтожения твоего народа, не может быть оправдано внутриполитическими причинами. А нацистская Германия являлась именно таким врагом: Гитлер развязал эту войну с целью уничтожения СССР, порабощения и уничтожения его народов.
О сталинском режиме можно говорить многое, но даже самый жестокий режим лучше полного небытия. Сталинский СССР, при всех своих недостатках, защитил народы, вошедшие в его состав, от вражеской агрессии, и сделал всё, чтобы восстановить народное хозяйство после войны. Какими бы жестокими ни были отдельные его политики, СССР был в общем и целом за жизнь и процветание, а не за смерть и уничтожение. Поэтому те, кто верно защищал его, делали правое дело, а те, кто переметнулись на сторону врага, как бы они не оправдывали это - совершили тяжкое преступление, предательство.
С весны этого же года недовольство преобразованиями Сперанского начала выражать определенная часть дворянства. Это было вызвано Указом от 3 апреля 1809 г., каким менялся порядок, введенный еще в правление Екатерины II, согласно которому дворяне, даже не состоявшие на государственной службе, получали звание камер-юнкера или камергера, а следовательно и определенные привилегии. Отныне эти звания надлежало рассматривать как простые отличия, не дающие никаких привилегий. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Указ был подписан императором, но ни для кого не было секретом, кто являлся его действительным автором.
Вполне понятно, что эти преобразования Сперанского, направленные на укрепление государственной власти, были враждебно встречены частью дворянства и чиновничества. Эти настроения значительно усилились в связи с проведенной М. М. Сперанским финансовой реформой. Прекращался выпуск бумажных ассигнаций, который вел к обесцениванию рубля. С целью пополнения государственной казны были увеличены размеры податей и пошлин, установлены налоги для дворян.
Негативное отношение к Сперанскому усугублялось тем, что лишь немногие знали и представляли цели и задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям. Российское общественное сознание еще не отошло от испуга, вызванного Великой французской революцией, и в преобразованиях, которые проводил Сперанский, представители имущих классов и сословий увидели ее отдаленные последствия. Сознание господствовавшего класса, сформировавшегося во время правления Екатерины II и Павла I, воспринимало любые изменения, затрагивавшие интересы дворянства, как преддверие революции.