Резкий всплеск исследований советской культуры в последние два десятилетия можно отчасти уподобить «золотой лихорадке» начала ХХ века. Огромный массив самых разнообразных и неожиданных для современного читателя текстов (журналов мод, школьных хрестоматий, писем в газеты, плакатов, архитектурных проектов и т. д.), вызывающих исследовательский зуд одним фактом своего существования, делает советскую культуру неизведанным Клондайком, еще ждущим своих Мэйлмюта Кида и Джека Уэстондэйла. Золотой песок рассыпан по поверхности – даже простое описание и первичный анализ источников дает часто яркий и интересный результат.Ландшафт, однако, заметно меняется, когда мы обращаемся к общим интерпретациям. Яркость и разнообразие пейзажа на глазах уступают место однотонности пустыни. Желтые пески тоталитаризма повсюду окружают исследователя. Основной каркас тоталитарной модели, доминирующей на данный момент при описании советской культуры и в отечественной, и в западной историографии, можно описать следующим образом. Во главе государства стоит человек или группа людей, стремящихся к абсолютной власти, т. е. пытающихся добиться от своих сограждан полного и безусловного подчинения, и использующих для этого имеющиеся в их распоряжении репрессивные и пропагандистские ресурсы. Население вынуждено подчиняться навязываемым нормам либо из страха за собственную жизнь и жизнь близких, либо из склонности к конформизму, либо следуя низменным инстинктам, которые правящий режим пробуждает к жизни и на которых потом играет. Несмотря на молчаливую покорность основной массы, в социуме всегда находится группа людей, активно сопротивляющихся навязываемым нормам, и наличие такого диссидентского вектора привносит определенные коррективы в официальную идеологию.Заданная диспозиция опр
По предводительством Ивана Болотникова Причины движения: Иван Болотников сначала был военным холопом князя Телятевского, затем попал в плен к крымским татарам, которые, в свою очередь, продали его в Турцию в рабство, там он стал гребцом – невольником на галере. Во время морского сражения ему удалось бежать. Окольными путями он возвращался на Родину через Речь Посполитую. Здесь, в связи с удачным стечением обстоятельств, из рук ближайшего сподвижника Лжедмитрия 1, который выдал себя за царя, он получил грамоту о назначении его главным воеводой в «царском войске». Естественно, Болотников был счастлив и польщен до глубины души. Это была настоящая награда за все его мучения. Поэтому он поверил в «истинного царя» и двинулся с войском из Путивля на Москву. Состав участников: В лагерь Болотникова толпами стекались люди, недовольные царем Василием Шуйским. Здесь были не только крестьяне и холопы, но и казаки, стрельцы, дворяне. Среди воевод Болотникова был и князь Телятевский – бывший его хозяин. Ход движения: Изначально войско собралось в городе Путивле на границе России и Речи Посполитой. Оттуда двинулись на Москву. Подойдя к Москве расположились в селе Коломенском. Затем перешли к осаде Москвы, которая продолжалась пять недель. Неудачные попытки взять город закончились тем, что крупный отряд Прокопия Ляпунова перешел на сторону Шуйского. В решающей битве у Коломенского в декабре 1606 г.ослабленные войска Болотникова были разбиты и отошли на Калугу и Тулу. В Калуге Болотников быстро привел в порядок городские укрепления. Войско Шуйского здесь потерпело поражение. Другим центром сопротивления стала Тула. Здесь на Болотникову прибыл отряд из Поволжья, возглавляемый еще одним самозванцем – «царевичем Петром», якобы сыном царя Федора Ивановича. И наконец, в сражении под Каширой отряды Болотникова потерпели поражение. Их остатки укрылись за крепостными стенами Тулы, осада города длилась около четырех месяцев. Шуйский распорядился соорудить плотину на реке Упе, поднявшаяся вода затопила часть города, в Туле начался голод. 10 октября 1607 г. Иван Болотников сложил оружие. Причины поражения: Василию Шуйскому удалось собрать большое войско. Он смог сделать это благодаря серьезным уступкам дворянству. Царя занял свыше 18 тысяч рублей в Троицко – Сергиевом монастыре, чтобы выплатить жалование ратным людям. А для того, чтобы заручиться поддержкой дворян, в марте 1607 г. Шуйский увеличил срок возвращения беглых крестьян к своим прежним владельцам до 15 лет.
Появление бедных и богатых.
быдлотарство высших сословий