ВООРУЖЕНИЕ КОЧЕВНИКОВ В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ
ДРЕВНОСТИ (II в. до н. э. - V в. н. э.)
В конце I тыс. до н. э. кочевой мир испытал серьезные потрясения. На арене
мировой истории появились племена, проживавшие в глубине степного пояса Евразии и
ранее не игравшие сколько-нибудь заметной роли в политической жизни древнего мира: в
Причерноморье - сарматы, в Передней и Средней Азии - парфяне и тохары, в Центральной
Азии - хунны. Исследователи не без основания считают эти события частью явлений,
которые были характерны для всей степной зоны Евразии и привели к повсеместной
трансформации кочевых культур. В степях начинают преобладать азиатские кочевники, а
их предшественники постепенно вытесняются к окраинам кочевого мира,
ассимилируются или оседают в завоеванных земледельческих странах.
Подобный ход событий был обусловлен несколькими причинами. Среди них -
кризис рабовладельческой системы в странах земледельческих цивилизаций, слабость
эллинистических государств в странах Востока, упадок скифской державы, продвижение
сарматов в пределы Римской империи. Все это оттоку из западных
районов евразийского пояса степей части кочевого населения, ослаблению тыла. В то же
время центрально-азиатские кочевники - хунны, встретив упорное сопротивление у
Великой китайской стены, не могли завоевать земли империи Хань, но в ходе этих войн
они консолидировались в единый военно-административный организм — державу,
который смог подчинить обширные степные территории с иноплеменным кочевым
населением (рис. 1). В ряде районов Центральной Азии экспансия хуннов совпала с
окончательным вытеснением в оружейном ремесле бронзы железом, хотя в западных
районах степного пояса этот процесс начался значительно раньше. Технологический
переворот в производстве оружия базировался на местном металлургическом и
металлообрабатывающем ремесле. В то же время зафиксированы случаи импорта
дорогого оружия из Восточной Азии, захвата предметов вооружения в качестве военного
трофея, приобретения средств нападения и защиты в качестве дани.
ответ:ответ:Среди вопросов социальной жизни кочевников Евразии проблема вооружения и военного дела по праву занимает ведущее место. Оружие, являясь одним из основных видов исторических источников, помимо задач специфического, военного характера, очень часто привлекается для решения других важнейших аспектов исторических реконструкций — хронологических классификаций, определения уровня развития экономики, и в частности ремесла, торговых и военных связей, этнокультурных построений [Худяков, 1990. С.5-9]. Учитывая эти факторы, очевидно, следует признать, что степень вооруженности и уровень военной организации являются зеркальным отображением всей социально-экономической жизни определенного этноса от древности до эпохи средневековья.
Объяснение:
ну как то так
Деревянная часть юрты составляет как бы ее каркас. К ним относятся: есик – деревянная дверь со створками, босага – боковые стойки двери юрты, табалдырык – порог двери юрты, сыкырлауык – двустворчатая дверь юрты. Мандайша – верхняя планка косяка юрты. Топча – косяк. Кереге – раздвижная решетчатая основа юрты. Уык – купольные жерди, совокупность которых составляет сферу (крышу) юрты. Шанырак – круговое навершие купола, к которому прикрепляются кереге. Кульдиреуш – крепежно-распорная рейка шанырака; ряды таких реек располагаются по диаметрам шанырака перпендикулярно друг к другу.
Термины относящиеся к кереге: Керегенин канаты –раздвижная решетка – секция основания деревянного каркаса (четырех-пяти, шести, восьми-девяти, десяти, двенадцати-створчатые юрты). Керегенин басы – верхняя часть кереге, к которому прикрепляются уыки. Войлочные материалы юрты: тундик – войлочное полотно, закрывающее шанырак юрты; узюк – войлочное полотно юрты, два узюка служат покрытием жердей юрты; туырлык – войлочное полотно, кииз есик – войлочная дверь юрты, додеге – нашивные узорные клапаны по внешнему основанию узюка.
Арканно-веревочные части. Тундик бау – крепежная веревка, с которой открывают и закрывают тундик. Туырлык бау – веревка, пришитая к туырлыкам; узорные ленты узюка; белдеу аркан – веревка, стягивающая основание юрты, по середине туырлыка. Баскур – узорная тканая полоса, скрепляющая каркас юрты, по основанию купольных жердей. Тангыш – тесьма для скрепления секций кереге между собой; уык тангыш – для скрепления купольных жердей к шаныраку; жел бау – узорная лента для крепления юрты в ветреную погоду; уык бау – ленты для крепления уыков; кереге жип – веревки для укрепления юрты.
Опорно-крепежные деревянные изделия. Бакан – шест для поднятия шанырака; адалбакан – шест-вешалка; жел казык – колья, вбитые в землю для крепления юрты в ветреную погоду. Ши юрты – тростники, используемые для юрты; жез ши – медный тростник. Ореши – плетеные тростники.
Убранство юрты. Текемет – войлочный ковер; тус кииз – настенный ковер из войлока; сырмак – инкрустированный войлочный ковер; килем – ковер; алаша – вид ковра, сшитый из узорных полос; корпе – стеганое одеяло; жастык – подушка.
Тайтери – подстилка из кожи жеребенка; тулак – подстилка из кожи скота; шымылдык – покрывало для кровати невесты, жениха; тосек агаш – деревянная кровать, инструктированная костью; жукаяк – деревянная подставка под вещи, украшавшаяся резьбой и раскраской; сырлы кебеже – крашеный сундук.
Бесик – люлька; кус-тугыр – подставка, куда сажают – охотни- чьих птиц; абдыра – сундук для продуктов, посуды; сандык – сундук; шарайна – зеркало.