Земли марийцев входили в состав Казанского ханства. В 1551 году Иван Грозный, начав подготовку к егоразгрому, привлёк на свою сторону живших на границе горных марийцев. Весной 1552 года они изменилирешение, подняли антимосковское восстание, но к июлю восстание было подавлено. Луговые марийцы,большая часть марийского этноса, оставались на стороне Казани
Иван Грозный взял Казань 2 октября 1552 года. В следующие 8 дней часть луговых марийцев во главе слегендарным Акпарсом[2] выказала лояльность Русскому царству. Московское войско с царём покинулоКазань 11 октября, оставив в городе 1500 детей боярских и 3000 стрельцов.
Первые волнения. Ноябрь — декабрь 1552 годаОбъединённые силы лугомарийцев, горных марийцев и чувашей в ноябре «на Волге побили гонцов и гостейи боярских людей з запасами». Примерно в это же время восстание в районе Арска подняли «тугаевы дети стоварыщи» (возможно, сторонники горного марийца Тугая, вместе с Акпарсом искавшего в 1546 годупокровительства Москвы против хана Сафа-Гирей).
Иван IV, получив известие 20 декабря, отдал приказ о проведении ответной операции. Мурза КамайХусейнов разгромил повстанцев, пленил 38 зачинщиков, которые впоследствии были казнены в Казани.
Наступление марийцев и контроперация. 1553 — апрель 1554 годаВ марте 1553 года Москва получила сообщение с луговой стороны об убийстве московских сборщиковясака — татарина Мисюря Лихарева и русского Ивана Скуратова. Событие послужило сигналом к началубольшого восстания. Луговые марийцы собрали многотысячный отряд и объединились с силами арскихмарийцев. Воевода Казани Александр Горбатый-Шуйский, недооценив силу повстанцев, послал против нихдва отряда: 500 казаков и 400 стрельцов. Они шли разными дорогами и не успели соединиться, марийцыразбили казанские силы по отдельности, убив большую часть воинов.
Повстанцы затем переместились в верховья реки Меша и устроили крепость в 70 км от Казани. К восстаниюприсоединилось практически все левобережье Казанского ханства, за исключением самой Казани, в которойвспыхнула эпидемия чумы. Часть повстанцев перешла на горную сторону, вербуя сторонников. Высланныйпротив них отряд Бориса Салтыкова[4] 24 марта был внезапно атакован на заснеженной на лыжах повстанцами и разгромлен. Салтыкова взяли в плен и спустя 2 года убили[5].
Мятежники отправили делегацию к правителю Ногайской Орды Исмаилу, прося в князи его сына Магмед-мирзу. Исмаил, будучи союзником Русского царства, отказал послам.
С реки Вятка в апреле на борьбу с повстанцами была отправлена флотилия под руководством ДаниилаАдашева. При поддержке казаков московские силы выиграли несколько локальных боев, взяли под контрольволжские переправы, отделив луговых марийцев от горных, но не смогли проникнуть вглубь мятежнойтерритории. Луговые марийцы пытались осаждать Казань и вторую по важности в регионе крепостьСвияжск, совершали рейды в земли Мурома и Нижнего Новгорода.
Грозный в мае усилил гарнизоны Казани и Свияжска, назначив в них соответственно восемь и семь воеводвместо прежних пяти. Главным казанским воеводой был назначен князь Юрий Булгаков-Голицын.
Против 15 тысяч повстанцев в ноябре было выслано из Нижнего Новгорода войско в 30 тысяч, включавшееподразделения татар и мордвы. Три пришедших русских полка возглавляли руководитель всей кампанииСемен Микулинский, а также князья Иван «Большой» Шереметев и Андрей Курбский, местнымиподразделениями командовали Юрий Кашин-Оболенский, Федор Умной-Колычев и Дмитрий Плещеев. Втечение кампании московское войско выиграло около 20 сражений, взяло штурмом и сожгло столицуповстанцев на Меше и разорило окрестные села. Были убиты 10 тысяч мятежников и два из четырёхпредводителей — Янчура Измаильтянин и Алека Черемисин. Марийцы арской степи и прибрежных районовпод началом Усеина и Сарый-батыра прибыли с повинной к русским воеводам, однако луговые марийцы таки не объявили покорности.
По возвращении войска в Москву весной 1554 года Иван Грозный наградил участников похода золотыми медалями и ценными подарками.
Великий шелковый путь в эпоху правления династии Хань
Великий шелковый путь в эпоху правления династии ХаньЧтобы обеспечить защиту караванам, следующим из внутренних районов Китайской империи, и повысить безопасность торговли, правительство страны эпохи правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.) отправило генерала Чжан Цяня (Zhang Qian, 200 г. до н. э. – 114 г. до н. э.) к западным границам в качестве посланника. Он должен был установить хорошие отношения с небольшими кочевым государствами. Начав свой путь из Чананя (так раньше назывался Сиань), который был столицей в эпоху правления династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г.), Чжан Цянь повел свой отряд через обширные западные регионы и достиг местностей Лоулань (Loulan), Цюцзы (Qiuzi) и Ютянь (Yutian). Затем он установил торговые отношения с этим тремя небольшими княжествами.
В то время Лоулань (Loulan), Цюцзы (Qiuzi) и Ютянь (Yutian) были тремя важными государствам в Западном регионе. По каким-то причинам эти княжества пришли в упадок и были покинуты. Сегодня путешественники могут видеть лишь развалины некогда процветавших местностей. Государства Лоулань (Loulan) находилось на западных берегах озера Лоп Нур, что находится примерно в 200 километрах к югу от Урумчи (Urumqi). Со временем на эту местность стали наступать пустыни. Цюцзы (Qiuzi) находилось на месте нынешнего округа Кучэ префектуры Аксу. Это место находится примерно в 400 километрах к юго-западу от Урумчи (Urumqi). В наши дни Ютянь (Yutian) называется Хэтянь (Hetian). Это небольшой город уровня префектуры на юго-западных границах пустыни Такламакан. Он находится примерно в 1000 км к юго-западу от Урумчи (Urumqi).
Некоторые из офицеров генерала Чжан Цяня последовали дальше и достигли государств Центральной Азии. Экспедиция генерала увенчалась успехом. Все княжества, которые Чжан Цянь и его отряд посетили, послали своих представителей в Чанань, чтобы выразить удовлетворение по поводу установления новых связей и засвидетельствовать свое уважение к правительству эпохи правления династии Хань). С тех пор торговцы могли путешествовать в тех местах без опасений. Так они получили возможность проложить свой путь далее за пределы Китая. Шелк начал свое длительное путешествие по миру.
Великий шелковый путь в эпоху правления династии Юань
Великий шелковый путь в эпоху правления династии ЮаньТорговля на Великом шелковом пути восстановилась и достигла небывалых оборотов в эпоху правления династии Юань. В это время экономика Китая стала сильно зависеть от торговли шелком. Чингисхан завоевал все небольшие государства, объединил Китай и построил одну большую империю, находящуюся под его жестким контролем. В этот период торговля на Великом шелковом пути достигла своего расцвета. Знаменитый итальянский исследователь Марко Поло путешествовал по Великому шелковому пути. Он посетил столицу династии Юань город Даду (нынешний Пекин) и написал свою знаменитую книгу о Востоке. В этой книге есть упоминание об особой дощечке, которая была у каждого торговца. Эта дощечка была своего рода паспортом, выдаваемым торговцам правительством в эпоху правления династии Юань. Она обеспечивала защиту их деятельности и позволяла свободно передвигаться по стране. Торговцам оказывали поддержку, их деятельность поощрялась, и это не могло не сказаться на достижении пика торговли в то время. Китайские торговцы менял изделия из шелка на лекарства, духи и драгоценные камни. Немалую долю в обмене и купле-продаже занимала торговля рабами.
Через какое-то время в связи с развитием морского торгового судоходства торговля на Великом шелковом пути стала приходить в упадок. У морских путей было много преимуществ, в том числе в сфере безопасности. Хотя какое-то время Китай поддерживал торговлю шелком и мехами с Российской империей в районах, расположенных к северу от Великого шелкового пути, к концу 14 –го века объемы торговли и количество путешествующих в этом районе значительно сократились.