Узнав о смерти Антония, Октавиан пролил приличествующую случаю слезу. Попутно он прочитал друзьям отрывки из своей переписки с Антонием, «чтобы они убедились, — по словам Плутарха, — как дружелюбно и справедливо писал он и с какою грубостью, с каким высокомерием всегда отвечал Антоний»[64]. По таким образом утверждению своего доброго имени в глазах современников и потомков, Октавиан отправил к Клеопатре для переговоров Прокулея, того самого, что прибыл к подножию гробницы в минуту смерти Антония. Он велел своему посланцу доставить Клеопатру живой, чтобы ее можно было провести в триумфальном шествии в Риме.
Любопытно, что Антоний успел перед смертью дать Клеопатре совет довериться Прокулею. Но Антоний сделал это напрасно, а Октавиан слишком понадеялся на красноречие своего посланца. Клеопатра отказалась впустить его в гробницу. Прокулей ограничился переговорами, прославляя доброту и милосердие Октавиана и не скупясь на обещания.
В этих трагических переговорах Клеопатра не требовала ничего для себя лично. Она просила лишь ручательства, что египетский трон перейдет по наследству к ее детям. В душе Клеопатры, надо полагать, произошел перелом. Весной она еще могла, мечтая о власти, цепляться за Цезариона, вступавшего в пору зрелости. Но сейчас она помышляла лишь о будущем династии. Себя она в расчет не принимала. Единственный козырь в переговорах с Октавианом — это возможность распорядиться собственной жизнью по своему усмотрению. Однако Октавиан стремился лишить ее этого преимущества. Он посылает следом другого приближенного, Галла, который тоже вступает в переговоры, тоже не скупится на обещания и вовлекает Клеопатру в дискуссию, в то время как Про-кулей приставляет лестницу с противоположной стороны усыпальницы, где находится то самое окно, через которое царица и ее служанки втянули наверх умирающего Антония. Хитрость удается. Прокулей врывается в комнату Клеопатры и успевает выхватить у нее из рук кинжал, которым она пыталась заколоться.
Гунны воевали в конном строю. Все они были отличными всадниками. Каждый гунн имел доспехи. Перед военным походом они регулярно занимались военными маневрами. У гуннов были особые, очень серьезные методы тактики. Одним из главных основ такой тактики были мощные и стре- мительные атакующие действия. Причинами военных успехов гуннов были мастерство в стрельбе из лука и внезапное нападение. Гунны использовали такие виды оружия, как лук, стрелы, копье и сабля. Во время боя на дистанции они активно использовали лук и стрелы. В ближнем бою сражались саблями и копьями. Еще одной важной особенностью тактики гуннов был стремительный отход при необходимости. Иногда их отступление было ложным и, когда враги увлекались погоней за ними, гунны стремительно поворачивали коней навстречу противнику и обрушивались на него. Главной идеей тактики было ошеломить противника. Враги гуннов во время боя не могли до конца понять, отступают они или наступают.
Главными факторами военной тактики гуннов можно назвать безграничную храбрость и стремительность действий.
Для погребения фараонов.