Просвещение- это идейное движение, направленное против феодализма и выступавшее за торжество разума, просвещения, науки. наибольшего развития просветительская мысль достигла во франции. француз франсуа мари аруэ (вольтер) в 1733г. опубликовал « филосовские письма», где обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. он выступал против сословного неравенства, утверждал идею « просвещенной монархии». шарль луи монтескье создал учение о происхождении и развитии государства. он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. высшим условием справедливого государства монтескье считал разделение властей: законодательной, исполнительной, судебной. просветитель жан жак руссо рассматривал вопрос о появлении неравенства. неравенство усугубилось с возникновением государства – «заговора богатых». идеалом ученый считал небольшую республику, где граждане сами принимают законы. он мечтал об общественном строе, где не было бы ни нищих, ни богатых, но частная собственность бы сохранялась. основные стили в европейской культуре: барокко ( странный, причудливый)- характерны богатая отделка, нарядные интерьеры, украшенные скульптурой. классицизм обращал к античности как идеальному образцу. основная тема искусства классицизма – конфликт личного чувства и гражданского долга. романтизм – возвышал искусство над жизнью, для него характерно неприятие действительности, критика капиталистических порядков. сентиментализм выступал против классицизма, противопоставляя ему поэзию чувства и природы, изображение внутренних переживаний человека.
Дмитрий Иванович Курлятев-Оболенский или Шкурлятев (ум. 1563) — князь, боярин, военачальник. Сын князя Ивана Васильевича Курли Оболенского и Анастасии Фёдоровны Плещеевой. Братья — князья Михаил и Константин Курлятевы-Оболенские. Принимал участие в русско-литовской война 1534–1537, походах против казанских и крымских татар, Ливонской войне. В1560 году после опалы А. Ф. Адашева князь Дмитрий Иванович Курлятев был отправлен на воеводство в Смоленск, а затем получил полную отставку. Московский летописец записал под 1562 годом: «Того же лета октября в 29 день царь … положил опалу на боярина на князя Дмитрея Курлятева за его великие изменные дела, а велел его и сына его князя Ивана постричи в черньцы и отослати на Ковенец в монастырь под начало». В октябре 1562 года князь Дмитрий Иванович Курлятев вместе с сыном Иваном был насильно пострижен в монахи и отправлен в ссылку в Рождественский монастырь на острове Ковенец, посреди Ладоги. В сочинении Курбского указывается, что Дмитрий Курлятев по приказанию Ивана IV со всем семейством был насильно пострижен в монахи, а несколько времени спустя все они были задушены. Ива́н Миха́йлович Вискова́тов (Вискова́тый; умер в 1570) — московский дипломат XVI века, русский государственный деятель, посол, думный дьяк, хранитель государственной печати (печатник), с 1549 по 1570 год глава Посольского приказа. Из дворянского рода Висковатовых, ветви князей Мещерских. Был дьяком царя Ивана Грозного (с 1549, по другим данным — с 1553), потом думным дьяком и управлял посольским приказом (1556) вместе с Алексеем Адашевым. В 1570 году, после новгородского погрома, производились розыски, и в числе других взят под стражу и Висковатов. На площади в Китай-городе в присутствии самого царя Висковатову первому прочли обвинительные пункты, гласившие, будто бы он сносился с Сигизмундом, хотел предать ему Новгород, писал султану, чтобы он взял Казань и Астрахань, и звал крымского хана опустошать Россию. Висковатов начал речь к народу, в которой назвал эти обвинения наглыми клеветами, но ему не дали говорить, схватили и казнили. Жена его сослана была в монастырь, где и скончалась. Висковатов не оставил потомства; продолжателем рода был родной соимённый ему брат, которого при том же царе Грозном видим в Разбойном приказе.