даю 30. ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ
«59. Если человек (полноправный житель Вавилонского царства) срубит в саду человека дерево без ведома хозяина сада, то он должен отвесить ½ мины (мина -0,5 кг) серебра.
237. Если человек нанял лодочника и судно и нагрузил его зерном, шерстью, маслом, финиками или же любым другим товаром, а этот лодочник был нерадив и потопил судно и погубил то, что в нем было, то лодочник должен возместить судно, которое он потопил, и все, что он погубил в нем.
245. Если человек наймет быка и причинит ему смерть небрежностью или побоями, то он должен хозяину быка возместить быка за быка.
259. Если человек украл плуг с обрабатываемого поля, то он должен платить хозяину плуга 5 сиклей серебра (сикль- 8,4г.) серебра .
260. Если человек украл сошник или же борону, то он должен хозяину заплатить3 сикля серебра.
261. Если человек нанял пастуха для пастьбы крупного и мелкого рогатого скота, то он должен платить ему по 8 гуров ( гур-252,6 л) зерна в год».
Вопросы к статьям:
1. Что использовалось в Древнем Вавилоне в качестве платы за работу или компенсации ущерба?
2. О чем это свидетельствует?
3. Что поощряли и защищали эти законы?
В 1890-е годы количество выпущенных паровозов увеличилось в два раза по сравнению с 1870-ми годами, что позволило полностью отказаться от их ввоза из-за границы. За 30 послереформенных лет были построены такие крупные машиностроительные предприятия, как механический завод Нобеля, Обуховский сталелитейный и пушечный в Петербурге, механический в Перми и т.д.
На юге страны были построены передовые по техническому оснащению металлургические заводы. Так, в 1872 году вступила в строй первая доменная печь в Юзовке (на заводе английского промышленника Дж. Юза), через два года — на Сулинском металлургическом заводе. Несколько лет спустя Юзовский и Сулинский заводы перешли на богатую руду из Кривого Рога, что привело к быстрому подъему черной металлургии в этом регионе.
Вскоре к ним присоединился металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, выросшая на вольной, а не на крепостной рабочей силе, превратилась в основную индустриальную базу страны. К началу 1890-х годов здесь производилось более 20% всего российского чугуна, а к концу века — 62%. Свыше 65% общероссийского объема угля добывалось в Донбассе. Каменный уголь стал важнейшим энергоносителем для всей промышленности и транспорта2.
Среди новых отраслей наиболее быстро развивалась нефтедобыча и нефтепереработка, прежде всего, в районе Баку. Первоначально там существовала система откупов нефтяных колодцев на определенный срок. С 1872 года нефтяные районы стали сдаваться в долго аренду с торгов. В это же время стала внедряться новая техника — бурение скважин и выкачивание нефти при паровых двигателей. Все это позволило увеличить добычу нефти за 1870—-1890-е годы с 1,7 до 243 млн. пуд., то есть в 140 раз. К концу XIX века нефтедобыча возросла до 633 млн. пуд., что позволило России выйти на первое место в мире по этому показателю. Из нефтепродуктов большим спросом стал пользоваться керосин для бытового потребления. Мазут и бензин в промышленности и на транспорте использовался пока в незначительном количестве.