Создание лютеранской и других национальных церквей (кальвинистской, англиканской и пр.) имело огромное значение в развитии государств Европы. Католическая церковь перестала быть единой, авторитет папы стало можно оспаривать, служителям церкви отводилась роль посредников между богом и мирянами, но они больше не считались выше обычных людей. К нравственному облику пастырей предъявлялись высокие требования. Церковь, так сказать, "повенулась лицом к человеку". (В наше время слишком либеральная политика некоторых церквей привела к узакониванию однополых браков, ординации женщин - возможности для них занимать даже ключевые посты в церковной иерархии) Развитие национальных церквей, где служба проводилась на родном понятном для всех языке повышению самосознания народов (к слову, некоторые учёные видят в этом корни возникновения будущих радикальных националистических течений, холокоста и пр.), повышения уровня образования во всей Европе, развитие народной культуры. В политческом отношении Реформация завершила формирование национальных европейских государств. А в области экономики началу развития капитализма, так как урезала неоспоримые ранее права такого крупного феодала. как церковь. А всеобщее осуждение излишков в роскоши накоплению капитала, направляемого на дальнейшее развитие экономики государства.
Вопросы, поставленные Лютером, до сих пор не потеряли актуальности. И не забудем инерцию прихожан.
Переселение кыргызов из Тенир-Тоо на Енисей. Выше уже отмечалось, что древние кыргызские роды проживали на вост. склонах региона Тенир-Тоо. Они в конце 5 в. н.э., в эпоху Жу-жанского каганата (Жуан-жуан) вынуждены были покинуть свою родину и переехать в Енисейский край. В эту эпоху и роды тёолес (теле) из-за непрекращающихся войн с жуан-жуанами были вынуждены переехать в Алтайский регион. Вывод о переселении кыргызов в Енисей подтверждается и данными материалов археологической культуры Чаатас («Жоо ташы», т.е. — «Вражеский камень»), археологического памятника Таштык, охватывающего эпоху до 6—8 вв. н.э. Например, в эпоху Таштык тела умерших предавали огню, а затем снова собирали от 10 до 200 тел и закрывали их спец. палками. В эпоху Чаатас появились могильники для захоронения тел умерших, в каждом из них был прах одного сожжённого тела в спец. посуде или в мешочках. Могильники Чаатасской эпохи отличаются и по внешнему виду: над холмиком могилы устанавливались камни-ступеньки, а чуть поодаль — каменные изваяния (мамы) — столбы
Майгрбом